Ви є тут

Социокультурные проблемы информатизации школьного образования

Автор: 
Хворостов Александр Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1993
Артикул:
1000251656
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- г -
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ ............................................. 6-12
ГЛАВА 1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.... 13-36
§ I. К методологии социокультурного анализа
информатизации................................ 13 - 22
1. Постановка проблемы................................... 13
2. "Информационная революция" как закономерный этап
социально-технологического прогресса................... 15
3. Основания категориального анализа понятий информатики
с точки зрения социологии КУЛЬТУРЫ..................... 19
§ 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ смысл понятия "информация". ... 22-34
1. "Пространство культуры"............................... 22
2. Культура как система технологий и система ценностей. . 25
3. Культура как деятельность и знание.................... 27
4. Знания как опыт и информация.......................... 30
§ 3. Информатизация как объект изучения.
34 - 38
- з -
ПЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ . 39 - 60
§ 1. Образование как информационная технология
и информационная система.......................... 39 - 46
§ 2. Историческая эволюция образовательных систем. . 47 - 60
1. Развитие дидактических систем...................................... 47
2. Динамика содержания образования.................................... 50
3. изменение парадигмы образования в Новое время...................... 52
§ 3. Взгляд на образование в эпоху информации....................... 56-60
1. изменяющийся человек в изменяющемся мире........................... 56
2. Императивы нового образования...................................... 58
ГЛАВА 3. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС................. 61 - 104
§ 1. Информатизация образования: история проблемы. . 61-84
1. Источники информатизации образования............................... 61
2. Синтез образования и информационных технологий..................... 65
2. 1. Идеи программированного обучения.............................. 65
2.2. Начало "компьютерной экспансии" в образование. .. 71
3. Кризис техницистского подхода...................................... 78
- 15 -
Первый. Как информатизация влияет на эволюцию технологических систем?
Второй, как осознаются обществом процессы внедрения информационных технологий?
Третий. Каковы социальные последствия информатизации
а) на уровне объективных изменений социальной среды?
б) на уровне трансформации ценностных ориентаций?
в) на уровне эволюции ведущих Форм деятельности? Итогом такого анализа должно стать выявление структуры процесса информатизации в целом. А также, поскольку основным объектом нашего исследования является информатизация школьного образования, необходимо выявить место и роль систем образования в обшей схеме информатизации общества.
Ключевыми понятиями в нашем исследовании будут такие: "информация”, “информатика", "информационные технологии", "информатизация", "информационная сфера".
Кроме того, в этой области не обойтись без ряда понятий более низкого уровня, в известной мере подчиненных: "вы-
числительная техника", "компьютеризация", "коммуникация" и "телекоммуникация", "информационная культура" и ряда других.
2. "Информационная революция* как закономерный этап сопи-ально-технологического прогресса.
Современная история того процесса, который получил теперь общепринятое название "информатизация общества", берет свое начало с появления объективных предпосылок, открывающих принципиально новые возможности в информационной сфере.
Речь идет о существенных трансформациях технологического базиса современного общества, о современной и перспектив-
- 15 -
ной ипостаси научно-технологического прогресса, содержанием этих изменений является автоматизация и интенсификация на этой основе информационной деятельности людей.
В самом деле, существуют традиционные сферы общественной деятельности, в которых человек имеет дело в основном с идеальными продуктами: это наука, образование, искусство.
религия и другие. Все это, несомненно, относится к области производства и переработки той или иной (социальной) информации. Кроме того, в информационную Сферу можно включить ряд видов человеческой деятельности, связанных с обеспечением основного информационного процесса: это оперирование со
’’вторичной информацией’’ (классификация, поиск, представление информации), а также информационные коммуникации.
Особо следует сказать об управленческой деятельности. Она все больше включает в себя чисто информационный компонент, поскольку принятие решений немыслимо без сбора, обобщения и анализа больших потоков информации. Информатизация управленческой деятельности подразумевает интенсивную автоматизацию конторской деятельности (сбор данных, делопроизводство и т. д. ). а также нуждается в поддержке со стороны различного рода интеллектуальных систем (базы данных, базы знаний, экспертные системы и др. ).
Однако, все вышеперечисленные сферы информационной деятельности существовали в том или ином виде на всем протяжении человеческой истории, являясь неотъемлемой составной частью культуры различных цивилизаций, они были довольно хорошо институционализированы, имели свои традиции и законы, однако практически вся интеллектуальная деятельность осуществлялась "вручную”, ее продукты были, как правило, уни кальны. интеллектуально-информационный процесс был, по су