СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА.....................................................23
1.1 .Анализ категорий культуры в социологической науке.23
1 ^.Организационная культура: свойства, функции, методы изучения ...................................................47
1.3.Типологии организационных культур..................67
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ в 1960-1980 гг........................81
2.1. Социально-культурная ситуация в производственных организациях...........................................81
2.2. Социальные технологии формирования и развития кулыуры крупной производственной организации...................94
2.3. Специфичные особенности организационной культуры и «менеджмента советского типа», как социокультурного комплекса, в социокультурном пространстве крупных промышленных предприятий ............................................116
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1991 - 2005 гг.)......................146
3.1. Социально-культурная ситуация в постсоветской России ....146
3.2. Процессы и виды трансформации организационной культуры промышленных предприятий....................................159
3.3. Особенности организационной культуры и разновидностей «менеджмента постсоветского типа».....................186
3.4. Особенности поведения лидеров-руководителей и менеджеров в формировании организационной культуры промышленных предприятий.....................................................199
ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО НАУЧНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (постнеклассические аспекты анализа).......................216
1.4. Анализ концепций формирования и изменения организационной культуры в условиях рыночной экономики..................216
4.2. Общее и особенное в сравнении базовых характеристик организационной культуры предприятий Запада и России..............236
4.3. Анализ методических подходов в решении прикладных задач исследования, формирования и изменения организационной культуры в российских условиях....................................250
4.4. Рекомендации по совершенствованию основ методического обеспечения прикладных задач по формированию и изменению организационной культуры предприятий в современных условиях..259
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
283
41
котором пытаются разобраться иностранцы, попадая в другие страны. Менталитет есть проекция ментального поля культуры на психику людей [96, с. 211-224]. Ментшгьные поля не движутся в застывшей культуре, ассимилированной, исчезающей, в которой утрачивается чувство жизни, сильно деформируются базовые ценности, распространяется аномия. «Русская культура, в какой бы форме ей ни приписывали кризисное состояние, связанное с современными процессами вестернизации, упадка духовности, - пишет Е.А Попов, - обладает высокой степенью маневренности ментальных полей. Объясняется это во многом взращенными на почве русской действительности «острыми мировоззренческими исканиями, не в последнюю очередь связанными с бунтарским духом русского человека, история бытия которого знала много насилия, рабство, крепостничество, тоталитаризм»_[202, с. 107]._
Массовое сознание. Массовым сознанием называют один из видов общественного сознания, присущий большим неструктурированным группам людей («массам) [173, с.251]. Оно представляет собой индивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание. Не-мировский В.Г., в соответствии с принципом минимального универсума, выделяет семь уровней массового сознания: 1) парный (семейный); 2) стихийногрупповой (кружок по интересам, очередь, толпа); 3) организационный (по интересам или разрешаемым задачам); 4) профессиональный; 5) национальный (этнический); 6) политический (государство, партия); 7) общечеловеческий. На основе принципа минимального универсума в социуме также выделяется три уровня: 1) информационный (массовая психология, общественное сознание и т.п.); 2) функционально-организационный (социальные институты и организации); 3) вещественно-энергетический (социальные институты и общности). «Ведущие причины любых социальных событий, в том числе распада СССР, и потенциального распада России, лежат на информационном уровне социума, то есть в сфере массового сознания. А оно неоднородно, включая еще и бессознательное'»... В массовом сознании выделяют семь «ценностных слоев»:
1) когнитивный и 2) аффективный (эти два «слоя» - «поверхность» массового
42
сознания, вполне осознаются людьми); 3-й, 4-й и 5-й «слои» не осознаются индивидами (характеризуют, соответственно, ценностные ориентации относительно социальных институтов власти, ценностные переживания относительно семьи, рода и т.п., ориентации относительно ключевых элементов бытия - жизни и смерти); 6-й представлен разного рода архетипами бессознательного; 7-й слой включает эмоциональные ценности, проявляющиеся в существовании ориентаций на ценностные переживания [173, с.254-258].
Культурное пространство [96, с.211-230] - это пространство, образованное множеством феноменов культуры, переплетающихся и взаимодействующих друг с другом. Эти феномены культуры в трех измерениях, в соответствии с основными тапами смыслов, содержащихся в социальной информации: 1 Знаниями, 2) ценностями, 3) регулятивами. Им соответствуют три взаимопересе-кающиеся «координатные оси»: 1) «когнитивная», 2) «ценностная», 3) «регулятивная ». Расположенные в этом пространстве культурные феномены группируются в комплексы. Различные конфигурации феноменов культуры называют культурными формами человеческой жизнедеятельности.
Социальное пространство представляет собой огромный комплекс постоянно действующих процессов, «поток событий, создаваемых взаимодействующими индивидами на основе как закрепленных в инструкциях регламентов, так и так и незакрепленных формальных норм и правил»[231, с. 119].
Социокультурное пространство организации является частью социального пространства общества. Социально-экономический и духовный характер общих идей и представлений персонала определяет суть социокультурного пространства как социально-экономической и духовной среды организации. По отношению к новым членам организации социокультурное пространство, через процессы социализации, навязывает им свои ценности, нормы и язык. Культурное же пространство организации имеет границы: естественную (здания, сооружения и т.п.), социально-экономическую (уровень разделяемости основных параметров организационной культуры персоналом), духовную (определяемую
- Київ+380960830922