Ви є тут

Гендерная социализация в современной российской семье: социокультурный анализ

Автор: 
Легенина Татьяна Багировна
Тип роботи: 
социокультурный анализ
Рік: 
2004
Артикул:
193523
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
*
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО АНАЛИЗА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СЕМЬЕ
1.1. Социализация как механизм трансляции и воспроизводства духовных ценностей.....................................17
1.2. Гендерная социализация как социокультурный процесс социального развития личности.........................................42
1.3. Место и роль семьи в гендерной социализации подрастающего поколения..............................................70
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИА-ЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ
2.1. Полоролевые стереотипы как социокультурный фактор гендерной социализации в современной семье.......................92
2.2. Особенности семейно-брачных установок молодежи: региональный аспект................................................122
♦ ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................142
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................146
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................167
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социализация как процесс воспроизводства социокультурной составляющей общества, осуществляемый посредством наследования и преобразования ценностей, норм, установок, моделей поведения индивидов, социальных групп и конкретного общества в целом, обеспечивает преемственность поколений, и тем самым интеграцию всей социальной системы. Социальная трансформация российского общества сопряжена с противоречивыми процессами в духовной сфере, неотделимыми от преобразования сложившихся ценностных систем.
Актуальность темы исследования определяется тем, что в переходные периоды развития общества социокультурной основой социализации становятся традиционные ценности, которые сохраняют свою значимость для социума независимо от существовавших и существующих идеологических установок. Таким образом, возрастание научного интереса к проблематике семейно-гендерных ценностей и процесса их трансляции является закономерным и необходимым в трансформирующемся обществе.
Социальная трансформация, затрагивая все сферы жизни современного общества, с новой силой обозначила противоречивое положение полов в приватной и публичной сферах, оказала заметное влияние на состояние брака и семьи, на отношения между супругами, родителями и детьми, актуализировав тем самым проблему принятия индивидами своих половых ролей (гендерной социализации) именно в трансформирующемся обществе.
Актуальность темы исследования объясняется также и тем, что гендерная социализация как составная часть общего процесса социокультурного воспроизводства общества является малоизученной проблемой в социологии. Это обусловлено сложностью проблемы гендерной социализации, связанной с биосоциальной природой гендера и, следовательно, требующей междисциплинарного биолого-психолого-социологического под-
цессу становления отдельной личности, третьи исследуют процесс социализации отдельных социально-демографических групп (детей, подростков, молодежи).
Сам по себе термин «социализация» - «процесс развития социальной природы человека» - впервые ввел в научный оборот Ф. Гидцингс1. Первой собственно социологической концепцией социализации можно считать позитивистскую концепцию Э. Дюркгейма2. В основе его методологии - два принципиальных положения:
1. Общество мыслится классиком французской социологии как особая реальность, стоящая над индивидами и осуществляющая контроль над их действиями;
2. Несоциализированную, импульсивную человеческую природу нужно сдерживать и контролировать силами общественной морали и угрозой наказания.
Концепция Э.Дюркгейма артикулирует социализирующую роль общества, которое в процессе социализации включает всё новые и новые поколения человеческих существ, «асоциальных к моменту рождения», в сферу «социальной жизни».
Выделяя два типа обществ - «тип простого общества», основанного на кровном родстве, и «вторичный социальный тип», основанный на разделении специализаций и функций, - и два типа солидарности (механическую и органическую), соответствующие им, Э.Дюркгейм выводит два типа социализи-рованности. «В первом случае, индивид социализирован потому что, не имея собственной индивидуальности, он сливается вместе с ему подобными в одном и том же коллективном типе; во втором - потому что, имея личный облик и особую деятельность, отличающие его от других, он зависит от них в той же мере, в какой отличается, и, следовательно, зависит от общества».3
1 См.: Гидденс Э. Социология.- М.,1999.
2 См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.: Наука,1990.
3 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М: Наука, 1990. - С. 213-214.
Каждое общество, считал Э. Дюркгейм, имеет некий идеал человека, который не только в моральном и интеллектуальном, но даже в физическом аспекте до известной степени универсален, одинаков для всех его членов. В то же время он отмечал, что в рамках каждого общества идеал человека имеет свои особенности в зависимости от мезо- и микрофакторов, характерных для данного общества. Но эти особенности, по мнению Э. Дюркгейма, не могут быть существенными. «Общество, - отмечал он, - может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности. Воспитание устанавливает и подкрепляет эту однородность, фиксируя у ребенка с самого начала существенные, типичные характеристики, требуемые коллективной жизнью. Но, с другой стороны..., воспитание гарантирует постоянство... разнообразия, будучи само по себе разнообразным и специализированным».1 Суть позиции Э.Дюркгейма, таким образом, в признании за обществом активного начала и приоритета его перед человеком.
Социологизм Э. Дюркгейма в контексте социализации целенаправленно ориентирует исследователя на анализ проблем социальной адаптации, культурной ассимиляции индивидов и фактически закладывает теоретическую традицию анализа личности в качестве объекта социокультурного воздействия социума.
Результаты теоретических построений Э. Дюркгейм а во многом стали основанием теории социализации Т. Парсонса.
Т. Парсонс определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился», как «освоение реквизита (набора) ориен-тации для удовлетворительного функционирования в роли».
В основе процесса социализации, как считает Т.Парсонс, лежит «генетически данная пластичность человеческого организма и его способность к обучению». Универсальная задача социализации - сформировать у вступающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе. Согласно его взглядам, человек «вбирает»
1 Дюркгейм Э. Социология образования. - М., 1996. - С. 17.
2 Парсонс Т. Система современных обществ. - М., 1997. - С. 115.