Ви є тут

Конкурентоспособность негосударственного высшего образования в социокультурных условиях современной России

Автор: 
Шилова Вера Анатольевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
193464
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение........................................................ 3
Глава 1. Негосударственное высшее образование как
современный социальный институт социокультурной
жизни России.................................................... 17
1.1. Образование как ключевой фактор современной социокультурной реальности................................... 17
1.2. Социокультурная структура негосударственных высших учебных заведений ............................................ 34
1.3. Перспективы развития сферы образовательных услуг 55
1.4. Факторы, влияющие на конкурентоспособность
негосударственного высшего образования.......................... 65
Глава 2. Социо-кулыурные факторы, влияющие на позитивный образ негосударственного учебного заведения .. 72
2.1. Рейтинг высшего учебного заведения.................... 72
2.2. Социокультурный имидж негосударственного вуза 79
2.3. Корпоративная культура высшего учебного заведения 97
2.4. Социальный портрет ректора негосударственного вуза 108
Глава 3. Особенности повышения конкурентоспособности негосударственного высшего учебного заведения.............. 116
3.1. Социокультурные методы регулирования
негосударственного образовательного учреждения................. 116
3.2. Оценка уровня конкурентоспособности конкретного негосударственного высшего учебного заведения.............. 122
3.3. Способы повышения конкурентоспособности
негосударственного высшего учебного заведения.............. 127
Заключение..................................................... 134
Библиографический список ................................. 137
Приложения..................................................... 157
3
Введение
Актуальность темы исследования. Образование является значимой сферой человеческой жизнедеятельности, которая обеспечивает социальный прогресс, уровень цивилизованности и развития духовно-культурной сферы. По уровню развития и особенностям формирования системы высшего образования можно судить об экономическом, нравственном и культурном развитии всего общества.
Будучи важнейшим социальным институтом, образование непосредственно влияет на развитие процесса, приносящего обществу реальные финансовые доходы и усиливающий его интеллектуальный потенциал, поэтому институт образования нуждается в особой поддержке со стороны государства.
Переход России к рыночной экономике, глобализация мирового сообщества кардинально изменили общество: трансформировался его состав и структура, изменились экономическое положение россиян, их образ жизни и социальные ценности, в том числе изменилось отношение к получению высшего образования. Однако, несмотря на негативные тенденции в ряде социальных вопросов, россияне стабильно стремятся получить высшее образование: за период с 1997 года по 2002 год количество человек, получивших высшее образование, увеличилось с
436,2 тыс. чел. до 860,2 тыс. чел. (в 1,97 раза).
Глава 1. Негосударственное высшее образование как современный социальный институт социокультурной жизни России
1.1. Образование как ключевой фактор современной социокультурной реальности
В начале 90-х годов XX века в России осуществился переход к рыночной экономике. Проникновение рыночных отношений в различные области жизни общества не могло не повлиять и на такую сферу, как образование. Введение в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании» сделало возможным возрождение такого явления, как негосударственное образование, в том числе высшее, т.е. предоставление образовательных услуг на возмездной основе. Этот сектор рынка стал наполняться быстрыми темпами. Общий объем платных услуг в системе образования за семь лет (с 1995 по 2002 год) увеличился на 70071,8 млн. руб. Удельный вес услуг системы образования в общем объеме платных услуг населению за указанный период возрос на 4,2 процента. Частная форма собственности возросла с 2000 по 2002 год на 7622,2 млн. руб., а удельный вес частной формы собственности в общем объеме платных услуг сократился на 0,2 процента.
Итак, образование является социальным институтом, который призван выполнять в обществе социальную, культурную и экономическую функции.
Социальная функция образования состоит в его участии в процессе социализации личности, в воспроизводстве социальноклассовой и социально-статусной структуры общества. Образование выступает важным инструментом социальных перемещений.
Культурная функция образования заключается в том, чтобы использовать ранее накопленную культуру в целях социализации индивида, формировать его творческие способности. Образование выступает важным фактором, влияющим на поведение личности.
Экономическая функция, которую выполняет образование, состоит в формировании социально-профессиональной структуры и работника, владеющего комплексом необходимых знаний и навыков.
Образование как социальный институт имеет четко выраженную структуру. В частности, образование делится на государственное и негосударственное образование. В дореволюционный период в России доля государственного образования была невелика. Образование предназначалось исключительно для лиц из привилегированных сословий и социальных слоев населения. После революции в России существовало исключительно государственное образование, негосударственные учебные заведения стали появляться только в 1992 году с принятием Закона «Об образовании». Сейчас негосударственные