Ви є тут

Генеалогическая традиция и потенциал семьи в системе факторов формирования духовных ценностей личности

Автор: 
Баикина Юлия Олеговна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
193704
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................... 3
Глава I. Теоретико-методологические проблемы роли генеалогической традиции в формировании ценностных ориентаций личности.................Ю
1.1 Взаимодействие генеалогической традиции и ценностных ориентаций личности...........................................................Ю
1.2. Генеалогическая культура в синтезе культур.....................23
1.3. Семья в социокультурном пространстве как сфера становления и развития духовных приоритетов личности.....................................37
Глава И.Становление и развитие генеалогической культуры в России.....56
2.1. Этапы развития генеалогической культуры /ретроспективный анализ/ 56
2.2. Современная Россия и необходимость возрождения генеалогической культуры..........................................................70
Глава III. Социологический анализ влияния генеалогической традиции на формирование духовных ценностей личности..............................83
3.1 Социологическое исследование родовой памяти как основополагающего параметра генеалогической традиции и воплощения духовных ценностей личности..........................................................83
3.2 Инновационная социальная технология: «родословная навигация»...120
3.3 Анализ документов генеалогических реконструкций................132
3.4. Поисковая модель развития генеалогической культуры и алгоритм ее возрождения как важнейший механизм формирования духовных ценностей личности.........................................................140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................149
ЛИТЕРАТУРА...........................................................151
ПРИЛОЖЕНИЯ...........................................................167
I
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На рубеже ХХ-ХХ1 веков наука исследует феномен культуры как многоаспектное образование, проявляющееся в природносоциальном мире, представляющее собой универсальный космосоциокультурный организм, развивающийся в пространстве-времени.
В современном прочтении культура предстает как комплексный феномен, вбирающий в себя понятия деятельности, способа, отношений, процесса, нормы, результата, системы. И главным и единственным субъектом и преимущественным объектом в ней является человек.
Генеалогическая культура настолько древняя, насколько человек впервые ощутил себя общественной единицей, стал соотносить себя с коллективом, в котором жил, и с соседними этносами. Мудрость людей, вылившаяся в систему мировосприятия происходящих событий, была направлена прежде всего на рождение родовых и этногенетических преданий, историй, традиций. Жизнь народа зависит не только от решений властей, но сами люди выбирают свои судьбы, принимают индивидуальные решения, из которых формируются «потоки» и сливаются в единое реальное течение истории. Социальная память, «микрорешения» людей, повторяемые в миллионах судеб, могут направить или изменить ход Истории.
В российской истории XX века произошли глубокие «разрывы» в социальной памяти поколений. Не остались без последствий революции, две мировые войны, массовые репрессии, вынужденные миграции. Все это усилило тенденцию к исторической и социальной амнезии, вызвало сложности и серьезные издержки в генеалогической культуре, в запасе социально-духовных ресурсов общества. Крупные социальные потрясения, произошедшие в России в начале XX века и наблюдаемые на рубеже столетий, сходны с геологическими катаклизмами, при которых разрушается не только видимая поверхность, но сотрясаются до основания все глубинные слои, весь устоявшийся порядок социальной жизни. Связи общества и индивида заметно ослабли, государство утратило прежние позиции в регулировании поведения человека. Основную ставку в выполнении
3
имеют в виду историческое сознание (М.Барг), М.Каган подразумевает целостность психической деятельности человека [89], В.Федотова - синтез этизма, эстетизма, теоретизма, В.Гусев «Истину, Добро и Красот}' как некое целое», Католикос всех армян Вазген I трактует духовность как «единство всех нравственных сил человека», а Ю.Буртин связывает духовность прежде всего с миром эмоций [129, с.9].
Более общую классификацию подходов к определению понятия духовности предлагает Г.Воронин, выделяющий, во-первых, космологический подход, представители которого стремятся найти связь духовной сущности человека с неким космическим принципом, наделяющим индивида сверхъестественными силами (Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский, Н.Рерих и др.) Во-вторых, теологический подход, в котором духовные основы человека стремятся отыскать в его приобщении к универсальной сущности в лице некоей божественной личности (И.Ильин, С.Булгаков, В.Соловьев, Н.Бердяев) [28]. В-третьих, аксиологический подход, где основы духовности личности и ее творческий потенциал определяются ценностными ориентациями (С.Ф.Анисимов,
Э.В.Ильенков, Л.Здравомыслов, Л.Зеленов, Л.Леонтьев, С.Рубинштейн [159]). Для западной научной мысли в определении понятия духовности наиболее характерен когнитивный подход, где за основу духовной жизни человека берутся знания, интеллект, их приращение и развитие. Среди отечественных представителей этого подхода можно назвать Н.Видинеева, П.Гальперина, М.Кагана [91], С.Крымского.
Каждая новая эпоха в той или иной мере изменяет представление народа о духовности. При универсальности важнейших принципов духовность в обществах разного типа имеет свои особенности. Например, в российском обществе, не знавшем западного рационализма, четко прослеживается приоритет духовных начал перед материальными; общественных интересов -перед частными, личными; коллективизма - перед индивидуализмом. «В российском обществе духовность неотделима от таких понятий, как государственность, патриотизм, соборность, привязанность к земле предков и
17
др. Неотделима она и от социального идеала, к которому общество, по большому счету, должно стремиться, как к линии горизонта, лелеять, как неизбывную мечту»[95, с.27].
Опираясь на теоретико-методологическую базу в изучении ценностных ориентаций, автор данной работы считает необходимым сделать акцент на духовности, ибо духовность выступает и как индивидуально-личностное явление, и как социокультурная ценность. Духовность - это ориентация на высшие ценности. Диссертант полагает, что она связана с выбором социальноконкретного образа личности (в отличие от мировоззрения, которое предполагает выбор образа жизни). Иными словами, духовность - это способ «самостроительства личности», обусловленный совокупностью исторически сложившихся в данном социуме ценностей, норм и предпочтений.
Кодекс духовных ценностей давно прописан в различных религиях.
В буддистской религии есть «пять наставлений». Они имеют форму позитивных установок, символизирующих путь к самосовершенствованию:
1) развивать участливую доброту и сострадание ко всему живому;
2) развивать великодушие;
3) стремиться к обретению спокойствия, простоты в общении и способности к углубленному созерцанию;
4) стремиться быть правдивым, выдержанным и целеустремленным;
5) стремиться к расширению сознания [144, с.286].
Десять скрижалей завета сформулированы в иудаизме:
1) Я - Господь Ваш, и нет богов, кроме меня;
2) Не сотвори себе кумира;
3) Не укради;
4) Не лги;
5) Не клянись именем Господа всуе;
6) Не злословь;
7) Не держи вражды к брату своему в сердце своем;
8) Не суди, да не судим будешь;
18