ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................... 3
ГЛАВА 1. ПРОТИВОРЕЧИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ
КОНТЕКСТ....................................... 14
1.1. Информатизация образования в контексте нормативного морфогенеза образовательных структур........... 17
1.2. Динамика информатизации образования: деятельностный подход......................................... 41
ГЛАВА 2. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ........................ 59
2.1. Информатизация образования: управленческий аспект ... 60
2.2. Отношение акторов системы общего и высшего образования к информатизации: сравнительный анапиз позиций........................................ 74
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 90
3.1. Информационная культура акторов образования: региональный аспект............................ 90
3.2. Установки акторов образования в сфере развития информационно-коммуникативных технологий....... 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................. 134
ЛИТЕРАТУРА............................................. 145
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В условиях развивающегося информационного общества в российской системе образования осуществляется пересмотр его основных содержательных позиций, формируется новая образовательная парадигма «информационного образования», трансформируется образовательное пространство в целом, в котором усиливается влияние информационных технологий, происходит дифференциация образовательных форм, а информация выступает в качестве основного компонента обучения и самообразования личности. Информатизация образования способствует подготовке граждан к жизни и профессиональной деятельности в новых общественных условиях, интеграции российского образования в глобальную образовательную систему и характеризуется, с одной стороны, необратимостью, а с другой -наличием социальных и социокультурных барьеров на пути информатизации образования.
Отношение к информатизации образования в российской образовательной среде парадоксально. Большинство акторов образования осознает и одобряет позитивное влияние информатизации на развитие образования, повышение навыков жизненного и профессионального самоопределения, прежде всего, учащейся молодежи. Информатизация образования способствует созданию системы социокультурных инноваций, которые открывают новые возможности для акторов образования, внедрения разнообразных модульных образовательных программ, перевода отношений «учитель - ученик» от субординации к диалогу', формируют навыки самостоятельного анализа и оценки изучаемых явлений, выступают источником повышения интеллектуального и кадрового потенциала российского образования. От уровня овладения информационными технологиями зависит и формирование потребности личности учиться всю жизнь.
В то же время информатизация образования породила немало противников данного процесса, которые выявляют негативные последствия информатизации, приводящие к дегуманизации образования, отходу от принципов
1970 г. - каждые 5 лет, ас 1991 г. - ежегодно. Таким образом к началу XXI в. объем знаний в мире увеличился более чем в 250 тысяч раз, и это явление получило название «информационный взрыв». Он стал одним из признаков перехода нашей цивилизации в новую - информационную - эру развития человечества. Процесс перехода от индустриального общества к информационному охватил сегодня все развитые страны. Центральное ядро этого процесса составляет обработка информации с помощью средств новых информационных технологий. Информационные технологии - это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности управления техническими и социальными процессами. Компьютеризация (внедрение компьютеров в деятельность человека) является одной из главных частей более широкого процесса информатизации общества, технической основой которого служат компьютеризация и всемирное развитие систем связи.
В процессе перехода к постиндустриальной информационной цивилизации во всех странах происходят объективные процессы трансформации системы образования, которым свойственны следующие характерные черты: информатизация образования, опережающее образование, непрерывность образовательного процесса, гуманитаризация мышления. «Информатизация образования во всех странах - это процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества и повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специачистов на основе использования вычислительной и другой информационной техники»10. Информационная революция и трансформация общества в информационное диктуют необходимость формирования информационной культуры обучаемых, информационной защиты от вредных воздействий СМИ и одновременно требуют усиления информационной ориентации содержания образования и широкого внедрения информационных технологий в учебный процесс.
10 Борцов Ю.С. Указ. соч. - С. 9.
15
Трансформация системы образования России, вызванная реформами 90-х гг. XX в., включает в качестве одного из важнейших направлений информатизацию, внедрение информационных технологий в учебный процесс. В результате информатизации образования происходят глубокие радикальные изменения сущности и организации процессов обучения и развития человека. В соответствии с этим работа по использованию информационных технологий в учебном процессе, развитие на их основе непрерывного, дистанционного, открытого образования предстают не как методические и организационные усовершенствования существующей системы образования, а как коренные изменения, соответствующие требованиям новой - информационной - цивилизации.
Информатизация образования как процесс внедрения информационных технологий в образовательные программы и образовательные стратегии акторов образования с 80-х гг. XX в. стала предметом социологического анализа. Во-первых, речь идет об изменении функций и структуры образования, которое из системы обучения «эталонному знанию» превращается в лично-стно ориентированный процесс «поиска знания». Во-вторых, привычная конструкция «учитель - ученик» замещается системой «учитель - компьютер -учению), где компьютер не уступает «наставнику» в передаче знания. В-третьих, возникает эффект «уединенности» ученика, получающего знания не через социокоммуникационную среду, а путем работы с абстрактной системой. Это, с одной стороны, обусловливает формирование разнообразных образовательных стратегий, а с другой - способствует исчезновению социокультурной направленности образования: умение пользоваться компьютером занимает приоритетное место по сравнению со «способностями» и «общением». В-четвертых, информатизация образования усиливает социальную и территориальную дифференциацию, так как доступ к информационным ресурсам зависит от того, где живет ученик и кем являются его родители. Специалисты с тревогой отмечают увеличение цифрового барьера между от-
16
- Київ+380960830922