ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к проблеме этнокультурной толерантности..............................................................9
1.1. Концептуализация теории этнокультурной толерантности в отечественной и зарубежной социологии......................................................9
1.2. Этнокультурные репрезентации толерантности в экстремистской риторике... 53
Глава 2. Дискурс этнокультурной толерантности как фактор противодействия экстремизму...............................................................78
2.1. Социальное конструирование этнокультурной толерантности и экстремизма в современном медийном дискурсе.............................................78
2.2. Факторы конструирования этнокультурной толерантности как принципа противодействия экстремизму на региональном уровне.......................100
Заключение..............................................................125
Библиографический список................................................129
Приложение..............................................................146
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования связана с задачами анализа социокультурных изменений современного российского общества. Самоидентификация человека с этничностью, культурой приобретает всё большее значение; процессы, связанные с этнокультурными отношениями, могут оказывать значимое влияние на социальные взаимодействия на всех уровнях: от общения между представителями разных культур до решения вопросов о статусе этничности в государстве. Культура становится основой ценностных, ориентаций в развитии человека и, как показываег практика, социальной группы. По той причине, что Российская Федерация имеет статус правового государства, его основной обязанностью является защита свобод человека, проявление толерантности или интолерантности на всех уровнях взаимоотношений приобретает особую значимость. Конфликты с этнической подоплекой развиваются гораздо быстрее, они, как правило, влекут за собой большее количество жертв среди населения, порождают стереотипы и стигмы относительно других культур, их представителей, мешающие в дальнейшем продуктивному общению на принципах компромисса, сотрудничества или консенсуса.
Современные этнокультурные практики алекут за собой социатьные изменения на уровне общества в целом, привнося в жизнь человека смыслы, символы, ценности, нормы поведения. На культурном уровне взаимодействия регулируется поведение человека по отношению к Другому. Участвуя в межличностных отношениях, толерантность или интолерантность человека, группы выступает характеристикой, на основе которой происходит конструирование ценностей, норм поведения и их регламентация в законах на уровне социальных и политических институтов.
В социальных науках сегодня наблюдается заметный рост интереса к межэтническому диалогу, протекающему в условии политической, этнической конфронтаций поликультурного общества. В настоящее время назрела необходимость исследования факторов формирования этнокультурной толерантности, способствующих противодействию экстремизму в обществе. Актуальность исследования определяется и тем, что конструирование толерантности обусловливает необратимые социальные последствия во многих сферах жизни общества, в том числе появ-
15
жимые его внутренними мотивами, не являются организованными, хотя они могут быть мотивированы системой. С другой стороны, система и условия формируют социальные установки, ведущие к экстремистским действиям индивидуума.
Таким образом, под экстремизмом мы понимаем крайние действия, направленные против инаковости и в обход принципов уважения человеческого достоинства. В истории человеческого общества много примеров нагнетания психического ощущения «мы» во имя целей, чуждых подлинным интересам людей, вовлекаемых во враждебные отношения к другим. Так, «религиозные обряды и церемонии сплачивают людей в общности, подчас характеризующихся крайней экзальтацией и накаленностью этого ощущения «мы»1. В социальных отношениях экстремизм как минимум может принимать две формы - нигилизм и фанатизм. Нигилизм проявляет себя в безразличном отношении к другой культуре; фанатизм проявляется в абсолютном непринятии позиций и ценностей Другого.
Социология культуры по мере прогрессирования науки сформировала несколько подходов к пониманию культуры как таковой. Все направления освещали культуру и этнокультурные отношения с различных сторон, имели различное мнение относительно культуры, этничности, толерантности, факторов и причин, оказывающих влияние на изменения в степени толерантности. Факт неоднозначности мнений к рассматриваемой в данной работе теме актуализовал необходимость анализа факторов, условий этнокультурной толерантности с ракурсов социальных теорий и выделения интегрирующей парадигмы, которая позволила бы системно исследовать аспекты этнокультурной толерантности.
Идеи этнокультурной толерантности в трудах классической социологии
Щей толерантности прослеживаются в социологии О. Конта и Г. Спенсера.
О.Конт, посвящая большое количество своих научных изысканий именно сектору соприкосновений философии, метафизики, социологии, ввел в употребление, на наш взгляд, близкое современному пониманию толерантности, понятие альтруизма. Он характеризует им «бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой по-
1 Гасанов И.Б. Национальные стереотипы и «образ врага» // Психология национальной нетерпимости. Мн., 1998. С. 194.
16
ступки на пользу других людей» 1. Г. Спенсер, являясь идеологом либерализма, проповедовал связанные с гуманизмом и толерантностью ценности свободы от предрассудков, в частности, и от этнокультурных. Религия становится не важна сама по себе, но значима как часть личности человека, который представляет высшую ценность в социуме, где «непрекращающаяся общественная дисциплина настолько преобразует человеческую природу', что удовольствия, связанные с благожелательными чувствами, будут сами собой служить предметом стремлений, и при том в самом полном размере, выгодном для всех и каждого»*. Здесь впервые прослеживается мысль о гражданском саморегулирующемся обществе, где управляющим механизмом выступает стремление к удовольствию от гармонии и свободы, ощущения равного среди равных, свободного от предрассудков человека.
Фундаментальными для наших исследовательских вопросов являются мысли М.Вебера, который показал влияние религии на развитие воззрений обществ. Анализируя позиции М. Вебера, мы рассматриваем этнокультурную толерантность как толерантность религиозного мировоззрения к инакомыслию, прежде всего, в светской сфере общественной жизни. Толерантность представляется здесь в терминах рационализации мира, допускаемой той или иной религией: чем меньше влияние магического элемента в религиозной доктрине, тем более толерантно относится верующий индивидуум к нерелигиозной сфере общества. Высокая степень рационализации религиозной сферы обусловливает толерантное отношение представителя определенного вероисповедания к иному религиозному мировоззрению - те или иные культурные ценности понимаются рационально, исключая аффективное восприятие норм другой религиозной доктрины. Даже в рамках христианской традиции складываются существенно отличающиеся типы рационализации. Зачастую в своей деятельности средневековые купцы видели лишь опасность «преступить церковный запрет лихоимства — нечто, ставящее под сомнение спасение души»3.
1 Цит но: Современный психологический словарь / Под редакцией Мешерякова Б.Г., Зинченко В.П. Спб: Прайм-Еврознак, ACT, 2007. С. 51.
2 Spencer, o.e., voi. I, § 95, р. 250. Цит по: Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: КРАСАНД, 2010. С.
34.
1 Вебер М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма. М.: Российская политическая энциклопедия.
2006. С. 92.
- Київ+380960830922