Ви є тут

Социальный менеджмент: социологический анализ коммуникативной культуры

Автор: 
Иванова Анна Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000343395
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................3
ГЛАВА 1.
Коммуникативный социальный менеджмент:
проблемное поле исследовании......................................14
1.1. Социальный менеджмент и социальное управление................16
1.2. Коммуникативная культура в сфере социальных
отношний......................................................33
1.3. Коммуникативный социальный менеджмент: характерологические особенности...............................49
ГЛАВА 2.
Коммуникатнвно-професиональные качества
социального менеджера.............................................65
2.1. Социально-психологическая мотивация управленческой
деятельности социального менеджера............................66
2.2. Социальные и социально-психологические предпосылки формирования коммуникативных способностей
социального менеджера.........................................87
2.3. Коммуникативная нрофессиоі'рамма современного
социального менеджера........................................110
2.4. Коммуникативная культура в менеджменте
социальной работы............................................140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................159
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................163
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Происходящие изменения в социально-экономической, социально-политической и социокультурной жизни нашей страны обусловливают необходимость рассмотрения вопроса управленческой деятельности, ориентированной на создание системы управления, адекватной создавшимся условиям. Изменения в социальной сфере актуализируют проблему управления человеческими ресурсами. В этом смысле социальное управление выполняет интегративную функцию общественног о организма, регулирует общественные процессы, обеспечивая тем самым существование и развитие общества как целостной системы. Характерным для социального управления, как выражения определенного уровня социальной культуры, является то, что оно всегда воздействует на сознание, поведение и деятельность людей. Субъектом и объектом социального управления, как формы социального взаимодействия, выступает человек. Специфика социального управления определяется не только уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений, но и культурой общества. Показателем прогрессивного развития социального управления служит создание им условий для совершенствования общественной системы в интересах людей (социума), для всестороннего развития всех членов общества. В этом статусе управление является важным элементом человеческой культуры, развитие которой представляет собой сложный процесс осуществления социального взаимодействия. Культура часто рассматривается как детерминанта социальной жизни, отражающаяся в языке, поведении, ритуалах и мифах той или иной группы людей. Однако управленческая культура включает в себя атрибутику административной деятельности, элементы организационной и деловой культуры. Поэтому социальное управление неизменно несет отпечаток социальной культуры общества, особенности социальной политики на макроуровне и деловой культуры на микроуровне. Нестабильность российского общества порождает множество социальных проблем, решить которые государство не в состоянии. Зачастую попыт-
16
тивный процесс. Анализ условий речевого общения и коммуникативного взаимодействия в процессе управления показывает, что коммуникативный менеджмент имеет характерологические особенности, обусловленные целью управленческого воздействия, внешней средой и психологическим состоянием субъекта коммуникативного взаимодействия в определенной коммуникативной ситуации. Таким образом, ставится вопрос о необходимости определения характерологических и параметрических характеристик коммуникативного менеджмента, что в свою очередь позволяет установить параметры коммуникативной и профессиональной компетентности социального менеджера.
Исходя из вышеизложенного, рассмотрим особенности социального управления и социального менеджмента, определим функции и структуру управленческого взаимодействия.
1.1. Социальный менеджмент и социальное управление
Задачей данного параграфа является рассмотрение концептуальных подходов к теориям научного управления, теоретических и методологических обоснований определения социального менеджмента как подсистемы социального управления. Проблемным нолем исследования параграфа является эволюционное развитие управления и менеджмента, концептуальные особенности различия понятий «управление» и «менеджмент». Подобное рассмотрение должно помочь осмыслению менеджмента и управления как форм организации и самоорганизации социальной системы, характеризующейся структурными, функциональными и социокультурными параметрами.
Вопросы теории управления были рассмотрены в трудах И.Д. Абросимова «Менеджмент как система управления», И.И. Ансоффа «Стратегическое управление», Ф. Тейлора «Менеджмент», а также в работах М.Грегора, М.Вебера и др. разработавших научный подход к управлению, Л. Маслоу (233), М. Грегор (234), Ф. Тейлор (186) определили функции управления, а также правила орга-
17
низании менеджмента как особой деятельности. Однако четкого раз!раничения понятия «управление» и «менеджмент» в отечественной и зарубежной литературе не обозначено; кроме того, нет ясного определения функций социального менеджмента, его признаков и особенностей. Поэтому в параграфе указываются характерные черты социального менеджмента и делается акцент на том, что социальный менеджмент является подструктурой управления, реализующей методы управления для достижения целей организации, отражающей коммуникативную культуру и основывающейся на эффективном управленческом взаимодействии и управлении коммуникативными процессами.
Исходя из того, что в любом современном обществе социальные отношения имеют упорядоченную структурированную устойчивую систему взаимодействия субъектов, для сохранения структуры сложноорганизованной системы и социальной культуры действует механизм управления. Существуют теории и школы, в осмыслении которых управление выступает как определенный тип социального взаимодействия, однако в системе взаимодействия субъекта и объекта социального управления есть подсистема, задача которой является поиск эффективного управления технологическими действиями, направленная на поддержание устойчивости, эффективности, рациональности управляемой системы - социальный менеджмент.
Зачастую понятия «управление» и «менеджмент» отождествляют, в техническом смысле так и должно быть, т.к. «менеджмент» дословно обозначает «управление». Существует различное толкование менеджмента. Американский социолог П.Дракер (70) считает, что понятие «менеджмент» применимо только к деловому предприятию, производящему товары или различные услуги. Многие же исследователи считают, что менеджеры - это управленцы в бизнесе, государстве, общественных организациях, вооруженных силах (см. 27, а также 53). Однако в какой бы сфере ни работал менеджер, он всегда имеет дело с руководством подчиненными. С психологической точки зрения социальный менеджмент - это процесс осуществления руководства людьми с учетом основополагающих представлений о человеческом характере поведения. Кроме того,