Ви є тут

Нравственная культура студенчества в условиях стабилизации общества : на материалах вузов Северного Кавказа

Автор: 
Виндижева Альбина Олеговна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278543
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования сознания
в его связи с социальной динамикой.........................15
1.1 .Культурно-нравственный аспект сознания и место нравственных ценностей в системе общественных отношений....................15
1.2.Социальные аспекты культурно-нравственной активности
личности...................................................30
Глава II. Динамика культурно-нравственных ценностей студенчества в
условиях стабилизации общества,...;........................55
2.1. Влияние социальных реформ на динамику культурнонравственных представлений студенчества.......................55
2.2.Тенденции к восстановлению традиционных ценностей в молодежном сознании в условиях стабилизации...................65
2.3.Средства формирования нравственной культуры студенчесгва.85
Заключение.........................................................113
Библиография.......................................................117
*
3
Введение
Актуальность темы исследования.
Нравственное сознание определяет основные идеалы и ориентиры личности. Оно регулирует его поведение во всех сферах общественной жизни -в политике, в семье, в производственно-трудовой сфере, в науке, в межличностных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. Имея различные, а подчас противоположные нормы, принципы нравственного сознания сами но себе, как таковые, имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений в данном обществе и на данном этапе. В социологическом плане сознание рассматривается, прежде всего, как отображение в духовной жизни людей окружающего мира вместе с реальными интересами и представлениями социальных групп и общества в целом. Будучи в принципе отражением всей совокупности условий жизни человека и последствий его жизнедеятельности, сознание выступает в различных относительно самостоятельных формах.
В общем и целом, будучи зависимым от общественных изменений, нравственное сознание обладает относительной самостоятельностью, имеет свои закономерности развития и трансформации. Именно это обстоятельство и обеспечивает перманентную актуальность его исследований. Особенно важным представляется исследование особенностей становления и изменения
нравственного сознания молодежи, в частности - студенчества, как специфического социального слоя, содержащего в себе потенциал
непосредственного влияния на будущее общества.
Актуальность данного выбора объясняется следующими основаниями.
Во-первых, проблема формирования нравственного сознания
подрастающего поколения была и остается одной из актуальных проблем общества во все времена, ибо будущее народа определяется уровнем сознания и нравственными устоями людей, вступающих во взрослую самостоятельную
11
социально-педагогических условий целенаправленного управления этим процессом в условиях стабилизации общества.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных между собой задач:
- выявление и социологический анализ структуры и характера нравственной культуры современного студенчества;
- рассмотрение оснований нравственной культуры студенчества
- выявление мотивов и предпочтений морально-нравственного выбора современного студенчества;
- анализ влияния процессов реформирования и стабилизации общества на динамику нравственных ориентаций молодежи;
- классификация и анализ методов и средств формирования современной нравственной культуры студентов;
Методологическая основа и источники исследования. Настоящее диссертационное исследование основывается на базовых положениях социологии образования и воспитания, как части духовной жизни общества; на идеях, содержащихся в трудах зарубежных и отечественных социологов, а также психологов и педагогов - специалистов по проблемам культуры и нравственности человека. Особую значимость имели теоретические положения и методологические принципы исследования роли образования и воспитания в формировании нравственной культуры. Источники диссертации: труды
выдающихся социологов, философов, педагогов, современные исследования.
Эмпирическую базу диссертации составили учебные планы, статистические данные, программы, материалы социологических исследований, проведенных в Кабардино-Балкарском и Адыгейском государственных университетах, а также в Майкопском государственном технологическом университете, в том числе и автором. Им также были изучены материалы аналогичных исследований в вузах Северного Кавказа.
12
Научная новизна диссертации состоит в:
- анализе разрыва современных ценностных ориентаций студенчества с нравственным идеалом; установлении характерного для студенчества снижения роли эмоциональных аспектов и предпочтения рассудочно-позитивистского отношения к реальности;
- установлении рационализма как характерной черты современного нравственного сознания студентов, приобретающей статус преобладания: в условиях выбора конкретная и практическая (материальная) выгода становится предпочтительной;
- выявлении усиления эгоцентрических настроений в студенческой среде, как результат кризиса нравственности вообще, а также поляризации типов личности студентов, являющейся обычным внешним поводом для создания конфликтных ситуаций в вузе;
- выявлении ориентиров нравственного воспитания студенчества и, в связи с этим, необходимости выработки новой концепции нравственного воспитания молодежи, учитывающей новые жизненные реалии и потребности общества и государства;
- обосновании и формулировке положения о необходимости изменения культурно-воспитательных функций преподавания в условиях углубления духовного кризиса;
- определении наиболее приоритетных направлений формирования нравственной культуры студентов с учетом специфических возможностей вуза.
Теоретическое значение диссертационной работы состоит в раскрытии содержания, сущности понятий духовно-культурных и нравственных ценностей, их значения для общества и государства, а также характера и особенностей процесса формирования нравственной культуры студенчества, выявлении основных факторов, средств, методов и форм, воздействующих на этот процесс, что может быть использовано в процессе проведения дальнейших научных исследований в этой важной области.