СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические проблемы исследования языковой культуры российской студенческой молодежи в контексте трансформации их ценностных ориентаций..................... 13
1.1. Теоретико-методологические основания социокультурного подхода к анализу языка студенческой молодежи...............13
1.2. Взаимодействие языковой культуры и ценностных ориентаций студенческой молодежи.......................................39
ГЛАВА И. Роль современной языковой культуры студенческой молодежи в формировании их ценностных ориентаций
2.1. Адаптационный потенциал современной языковой культуры студенческой молодежи.........................................61
2.2. Роль иноязычных заимствований в процессах самоидентификации и самоактуализации российской студенческой молодежи ....91
2.3. Детерминанты процесса формирования ценностных ориента -таций современной студенческой молодежи......................115
Заключение............................................135
Список использованной литературы......................140
Приложение............................................152
2
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема исследования трансформации социокультурных ценностей молодежи и взаимообусловленности их поведенческих аналогов остается актуальной независимо от периода социального развития общества. Переход же России (90-е годы XX в.) к развитию в условиях рыночных отношений имел следствием глубокий социально-экономический и духовно-культурный кризис общества. На фоне общего снижения социального иммунитета, повышения неопределенности в развитии и возникновении различных рисков, переоценка социокультурных ценностей привела к появлению опасных тенденций в развитии молодежной культуры и, в частности языковой культуры студенческой молодежи, а в силу формирующего характера влияния последней на ценностные ориентации личности молодого человека, обострилась и проблема определения ценностей, фупповой и личностной самоидентификации, самоактуализации молодежи как специфической социальной группы, воспроизводящей и развивающей социальную структуру общества.
Современная языковая ситуация предоставляет в распоряжение иссле-дователя-социолога богатые возможности исследования социокультурных трансформаций той или иной фуппы: дело в том, что язык группы является, бесспорно, тончайшим индикатором любых социокультурных сдвигов, формируя новые значения и смыслы в актах интерсубъективного взаимодействия. Язык, согласно такой позиции, занимает промежуточное место между культурными предметами и деятельностью.
Социология культуры - междисциплинарная область социально-гуманитарного анализа, изучающая функционирование культуры конкретного сообщества, включая и особенности исторической динамики, сквозь призму социальных отношений, структур, институтов. Социология культуры ставит целыо раскрыть связь между ценностно-смысловым содержанием общественной практики, принципами самопознания, строением культуры, включая
придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние или внутренние стимулы. Социальные действия людей объясняют через значения, которые они придают тем или значимым символам. Это дает возможность изучать типичные образцы поведения даже тех социальных групп, которые не структурированы ни институционально, ни в социокультурном плане.
Концепция социального действия М.Вебера различает четыре- вида социального действия, где основанием для типологизации выступает мотивация человеческой' активности. Тем самым, различные подсистемы, определяющие развитие личности, не просто связываются друг с другом, а взаимно определяют друг друга, формируя личность на всем протяжении длительного процесса социализации. Соответственно, язык рассматривается не только как отражение социального явления, но и как социальный фактор, оказывающий влияние на общественные процессы. Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько в определенной степени создаются, модифицируются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях.
Общественные трансформации, не только влияют на языковое развитие, но отражаются и закрепляются в языке молодежи, способствуя формированию особенностей молодежной культуры в целом и языковой в частности. Другими словами, динамике общества соответствует расширение и интенсификация, прежде всего, коммуникативной деятельности индивидов. Однако подчеркнем, что изменения в социальной жизни могут ускорять или замедлять ход языковой эволюции, но при этом, не могут влиять на ее характер и направление, которые определяются внутренними законами языка.
Недостаточную осознанность необходимости по-новому поставить целый ряд жизненно-смысловых проблем человеческого бытия новых поколений ощущали в наши дни многие исследователи. Целесообразно в связи с этим привести мнение известного социолога П. Штомпки. “Раньше любое
14
социальное изменение, - писал он, - идеализировалось как бесспорно положительное и способствовало прогрессу общества. Но опыт XX в. сконцентрировал социальные изменения, при которых мы стали скептичнее, потому, что видим теневые стороны общественных изменений, довольно часто боль и страдания, которые этот опыт приносит с собой”. В середине XX в., считает социолог П. Штомпка, мы видели разложение идеи прогресса, и, как следствие, рост влияния новой парадигмы кризиса. При этом культурная травма парадигмы кризиса предполагает только два альтернативных сценария развития событий: один из них - “порочный” круг разрушения культуры, второй -“добродетельный” круг новой культурной реконструкции. В первом круге изменения обостряют травматическую ситуацию - люди прибегают к бесплодным, иногда даже контрпродуктивным стратегиям (устаревшая культура поддерживается и сохраняется благодаря только лишь настойчивому культивированию воспоминаний о прошлом). Во втором - развития или реконструкции, что является благоприятным параметрическим изменением, облегчающим травматические ситуации, но при условии эффективного сочетания и совладания с языковыми изменениями. Вместе с тем отмирание культурного прежнего наследия в результате смены поколений смягчает, либо устраняет травму, приводя в итоге к упрочению и внедрению новой культуры. В то время как новая спираль культурного разрушения приводит к упадку и полной дезинтеграции. Поэтому, чтобы стать общей - не исторически специфической, теория культурных травм должна иметь дело с разными вариантами ситуаций развития общества. При рассмотрении степени разработанности проблемы столь важные и конструктивные концептуально-методологические новации, по нашему мнению необходимо учитывать в первую очередь.
Нельзя обойти вниманием еще один пласт в разработках, служащих исходным материалом, для изучения представленной в диссертации темы. В социологии языка есть направление, исследующее язык как социокультурное явление. Оно изучает и предусматривает интеграцию языковых и социальных структур (в рамках знаковой теории языка), основанных на объединении
- Київ+380960830922