2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....................................................;...........3
I
/ •
. г
ГЛАВА I. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПОДХОДЫ В АНАЛИЗЕ ОБРАЗОВАНИЯ................................................15
1.1. Образование как важнейший социокультурный институт....15
1.2. Социализация и культурная трансляция в образование....37
ГЛАВА И. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - МЕХАНИЗМ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ............................58
2.1. Сущность и формы современной образовательной политики.58
2.2. Особенности социального проектирования посредством изменений в образовании................................................86
ГЛАВА III. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ИЗМЕНЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ..................................107
3.1. Формирование образовательной политики в процессе социокультурных изменений.................................107
3.2. Социокультурные изменения в обществе вследствие развития образования...............................................128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................141
ЛИТЕРАТУРА................................................146
Введение
Актуальность темы исследования. Системный кризис российского общества не мог не затронуть систему образования России. Изменения ин-сти'гуционалъного и социокультурного плана придали развитию системы образования новый характер,-несмотря на социальную инерционность и здоровый культурный консерватизм, связанный с традициями, квалификацией кадров, методами обучения. Образование ответило на потребности общества новым содержанием гуманитарных дисциплин, расширением числа учебных специальностей в сфере профессиональной подготовки, изменением организационных форм, связанных с непрерывным, дополнительны**, дистантным образованием, развитием платных услуг и т.п. Содержание учебных программ стало больше авторским, обеспечило творческий и индивидуальный подход к преподаванию. В 1990-е гг. российское образование переживало несколько волн стандартизации и подвергалось усиленному формализованному контролю.
Вместе с тем модернизация отечественного образования, призванная обеспечить переход к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, а также преодолеть все более увеличивающееся отставание страны от мировых тенденций экономического и общественного развития, до сих пор не рассматривается и не реализуется в качестве системного общественного социокультурного проекта. Социокультурное проектирование в образовательной политике, несомненно, присутствует, но носит «инструментальный», частичный характер, так как направлено на сближение стандартов отечественного образования и европейской системы образования, в первую очередь затрагивая систему высшего профессионального образования, а также решая актуальные задачи подготовки кадров и развития (формирования) гражданского сознания внутри страны.
На фоне мощнейших социальных перемен, коренным образом меняющих жизненные устои российского общества, социокультурное проектирова-
14
чающего 196 источников. Общий объем работы составляет 158 машинописных страниц.
15
ГЛАВА І. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПОДХОДЫ В АНАЛИЗЕ ОБРАЗОВАНИЯ
і
1.1. Образование как важнейший социокультурный институт
Цель данного параграфа состоит в определении сущности социокультурного подхода к анализу образования. Для достижения данной цели необходимо, во-первых, уточнить характеристики и особенности социологического подхода к анализу образования, во-вторых, рассмотреть образо-
►
вание как социальный институт, применив для этого принципы институционального подхода, в-третьих, дополнить полученные выводы социокультурным анализом образования.
Перейдем к рассмотрению специфики социологического подхода к анализу образования. Отметим, что существуют четыре основных - педагогический, философский, экономический и интересующий нас социологический - подхода к исследованию образования1.
Педагогический подход первостепенное внимание уделяет проблемам формирования человека, происходящего в процессе педагогического взаимодействия, которое предполагает равенство всех субъектов последнего. Это означает необходимость обстоятельного изучения применяемых методов, средств и форм педагогической деятельности. Данный подход является наиболее разработанным, в том числе и по причине своего первенства в исследовании данной сферы человеческой деятельности и вытекающих отсюда многочисленных теоретических наработок и огромного исторического практического опыта.
1 См.: Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Со
циологические исследования. 2000. №6.
- Київ+380960830922