Ви є тут

Влияние гуманизации общего образования на развитие учащихся: социологический анализ

Автор: 
Белоусова Ирина Викторовна
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
151
Артикул:
193386
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.............................................................3
Глава 1 Методологические проблемы изучения гуманизации образования
1.1 Образование как фактор развития личности...................10
1.2 Роль гуманизации образования в развитии учащихся...........38
Глава 2 Особенности и противоречия гуманизации общего образования
в современных российских условиях
2.1 Ориентации педагогов различного типа
образовательных учреждений на гуманизацию образования......... 68
2.2 Противоречия в оценках результатов гуманизации образования учащимися разных образовательных учреждений ....111
Заключение.........................................................136
Список использованных источников и литературы...................... 141
2
Введение
Актуальность темы диссертационной работы обусловлена тем, что образование в современном мире все больше затрагивает внимание общественности. Развитие экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, требует качественного образования, его соответствия требованиям новой системы общественных отношений и ценностей современного мира. В связи с этим, возникает вопрос об изменениях в образовательном процессе, в ходе которого формируется современная личность. Актуальной задачей становится выявление содержания тех ценностных ориентаций и установок, которые формируются у школьников в процессе обучения и воспитания в условиях модернизации российской школы.
Сегодня государство через закон «Об образовании» с внесенными в него дополнениями и поправками зафиксировало новые требования общества к институту образования. Эти требования в первую очередь, связываются с развитием гуманистический ориентаций и установок учащихся в процессе получения общего образования. Выпускник школы должен не только знать основные принципы гуманного взаимодействия с природными системами, различными общностями и индивидами, но и активно использовать полученные знания в своей повседневной жизни. Вновь на современном этапе исторического развития обостряется противоречие между узкоэгоистическими установками индивида, стремящегося любой ценой достигнуть личного успеха, и ориентациями на интересы тех общностей, которые обеспечивают воспроизводство и развития человека.
Гуманизм всегда требовал и требует в настоящее время умения сочетать общественный интерес и личный, проявлять заботу о тех, кто нуждается в разнообразных формах социальной поддержки, уважения чести и достоинства каждого гражданина, продуманного, тщательно выверенного изменения природной среды. В процессе получения общего среднего
3
готова к самоизменению.1 Во-вторых, существует определенная последовательность развития личности. Сначала она направляет свою энергию на создание элементарных условий жизни, а затем дорастает по понимания активной реализации своей индивидуальности. Так трактует процесс развития личности А. Маслоу, конструируя иерархию потребностей. На наш взгляд, в ней искусственно отделяется развитие, направленное на удовлетворение базовых потребностей, от возвышенного, духовного познания мира. Процесс самореализации, составляющий суть самоактуализации, может быть направлен как на решение материальных проблем, так и познания смысла жизни. Поэтому, на наш взгляд, нужно с более широких позиций трактовать психологические особенности изучаемого нами явления.
В подходе, предложенном психологом К. Роджерсом, высшим уровнем
развития личности также является «возникновение потребности в
2 . самоактуализации». По его мнению, у человека сильно развита потребность
в самоуважении. Реализация этой потребности часто вступает в
противоречие с требованиями, которые предъявляют к личности
окружающие. Вследствие этого человек начинает чувствовать разлад между
идеальным представлением о себе и своим реальным Я, что приводит к
возникновению его отчуждения от своей подлинной сущности. По мнению
К. Роджерса, личность будет гармонично развиваться лишь в том случае,
если ее реальное Я будет конгруэнтно его собственным мыслям, чувствам,
переживаниям и поведению, которые не надо скрывать от окружающих.
В этой трактовке развития личности основное внимание уделяется обеспечению целостности жизнедеятельности человека. Его мысли, желания, чувства должны соответствовать поведению. Развитие понимается как преодоления внутреннего противоречия между желаемым и должным.
К гуманистически ориентированным теориям развития личности можно отнести и широко известную на Западе теорию интенциональности. В
1 См.: Меренков A.B. Взаимосвязь природного и социокультурного в человеке. -Ек, 2007. -С. 14 -21.
2 См.: Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. -М., 1986.- С. 80.
14
ее основе лежит идея развития интенций (намерений, целей), заложенных в личности, интенциональность же проявляется в способности личности ставить жизненно значимые цели и самостоятельно делать выбор.1 Сущность развития личности в гуманистической психологии осмысливается как процесс самоактуализации Я-концепции, самореализации личностыо своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь социальный субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.
Экспериментальные исследования психологов позволили выявить содержание и качественное своеобразие возникающих новообразований личности в отдельные возрастные периоды. Стало понятно, что каждый возраст вносит свой парциальный вклад в ход развития личности, что сензитивность каждого периода качественно своеобразна и определяется характером природно-генетических предпосылок, особенностями жизнедеятельности и достигнутыми психическими возможностями. Было установлено, что возрастная динамика изменений происходит в сторону интеграции, роста когнетивной сложности, дифференцированности и многозначности оценок, описаний и образов, роста числа и обобщенности осознаваемых качеств, обогащения содержания социальной деятельности.2
Исследования психологов часто выступают основой педагогического анализа развития личности в онтогенезе. Существуют различия в понимании сущности развития личности в отечественной и зарубежной педагогике. Метафизический подход выражается в том, что развитие рассматривается как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение набора определенных характеристик.3 Отечественная педагогика при рассмотрении этого вопроса исходит из
1 См.: Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Хрестоматия по зарубежной философии конца XIX -XX начала столетия. Изд-во МГУ, 1995. -С.26-27.
2 См.: Немов P.C. Психология образования. - 2-е изд. - М., Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -С.20.
3 См.: Константинов H.A., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М., Просвещение, 1982.-С. 32.
15