*
Оглавление
Введение.................................................. 3
Глава I
Доктринальные основы участия Церкви в процессе социализации личности
§ 1 Церковь как квази-социапьный институт................. 14
§2 Социальное качество личности в учении Церкви........... 45
§ 3 Место социальной доктрины Церкви в процессе социализации личности...................................... 66
Глава II
Модель социализации личности с участием Церкви в Беларуси
§ 1 Место Церкви в социокультурном пространстве национальной системы социализации личности в Беларуси 89
§ 2 Методология эмпирических исследований роли
Церкви в процессе социализации личности в Беларуси........
§ 3 Анализ результатов пилотажного социологического исследования референтных групп г. Бреста.................... 141
Заключение ................................................. 170
Слисок использованной литературы............................ 175
г
Введение
Актуальность темы исследования
Трансформация, произошедшая в белорусском обществе в последние пятнадцать лет, состоящая в устранении доминирующей роли одной идеологии и мировоззрения, приобретении личностью свободы в общественной и политической жизни, поиске современным обществом новой культурной, политической и цивилизационной идентичности, повлекла за собой качественные изменения в положении и статусе Белорусской Православной Церкви. В условиях самостоятельного существования белорусского общества и государства перед ними встала проблема обеспечения органичного и целостного процесса социализации личности, отвечающего новым обстоятельствам. Церковь явилась тем субъектом, который, обладая социальным капиталом, предлагал модель формирования личности, способной к ответственному и персональному вхождению в социальные связи на основании христианской идентичности. Следует отметить, что становление такой личности по многим параметрам отвечает устремлениям и ценностям общества, оказавшегося в ситуации кризиса своих институциональных форм и соответствует целям социальной модернизации, направленной на формирование плюралистического общества, основывающегося на свободной личности.
Процесс социализации личности с участием Православной Церкви в меняющихся условиях жизни белорусского общества представляет собою один из наиболее значимых аспектов формирования личности, учитывая численность и
17
Церковь как квази-социальный институт ^
Здесь присутствует методологическая проблема, заключающаяся в сложности понимания самих терминов. М. Элиаде существо данной проблемы выражал так: "Очень жаль, что у нас нет более точного слова, чем "религия", для обозначения опыта священного. Разве не странно обозначать одним и тем же словом опыт Ближнего Востока, иудаизма, христианства, ислама, буддизма, конфуцианства и так называемых примитивных народов? Но искать новый термин поздно, и мы можем использовать понятие ”религиян, если будем помнить, что оно не обязательно предполагает веру в бога, богов или духов, но означает опыт священного и, следовательно, связано с идеями существования, значения, истины”8.
В данном исследовании понятие "религия" будет рассматриваться в рамках функционального подхода, т.е. к религиозным явлениям мы будем относить те феномены, которые обладают сакральным характером по отношению к индивидуумам и выполняют схожие функции. К таким явлениям религиозного порядка можно отнести практически все сферы человеческой жизни9.
Для наиболее адекватного описания феномена Церкви автором вводится понятие "квази-социальный институт", характеризующееся
репрезентацией, общностью, системой норм и ценностей. Существование Церкви не обусловлено необходимостью оформления сакральных отношений, но берет свое начало в формировании особых связей между членами социума и сакральными объектами, выступающими в этом случае как реальные члены социума, определяющие систему его норм и ценностей. Потому Церковь в полной мере нельзя отнести к социальному институту в традиционном понимании; она в первую очередь является репрезентацией сакральных субъектов, и лишь во вторую — социальной проекцией этой Репрезентации. Именно потому всякое описание Церкви как социального института и Церкви как ассоциации являются частичными и ограниченными, что может быть оправдано в областях специальных исследований и не может быть оправдано в исследованиях общего характера.
8 Цит. по Гараджа В.И. Социология религии. — М.. 1996. С. 35.
9 О. Конт писал: "История человечества может быть представлена в каком-то смысле в виде эволюции, которая движется от примитивной религии (фетишизма) к религии окончательной (позитивизму)". I Цит по де Любак, Анри. Драма атеистического гуманизма. — М., 1997. С. 103.
18
Церковь как квази-социальный институт ^ ___________
Первоначальная проблематика социологии была отчасти обусловлена тем, что в центре исследований XVII—XVIII веков, предшествовавших рождению самой науки, лежал вопрос о существовании общества как целого. Традиционный персонализм Средних веков и эпохи Возрождения в это время сменяется социальной проблематикой. Исследователи поднимали вопрос о том, как общество продолжает жить, когда индивиды умирают10. К обществу в это время применяют механические понятия структуры и системы. О. Конт так характеризует эту тенденцию: «Истинная философия ставит себе задачей по возможности привести в стройную систему все человеческое личное и в особенности коллективное существование...»11. В этот период допустимой является возможность все посчитать, и на основе этого знания научиться управлять всеми социальными процессами. Складывается теория отличия социального бытия от бытия человеческого; если человеческое характеризуется определенной иррациональностью, то социальное может быть подчинено рациональному принципу12. Выражением такого мировоззрения эпохи становится учение о нации. Аббат Сийес, один из главнейших идеологов Французской революции давал такое определение этой конструкции: «...что такое нация? Общество людей, живущих под одним законом и представленных общим законодательным органом»13. Государство стало пониматься как воплощение абсолютного разума и абсолютного права. Любые иные человеческие сообщества в логике рассуждений о нации превращаются лишь в элементы такой универсальной системы.
Попытка построить некую стройную социальную модель, обеспечивающую социальный порядок в целом, приводит к тому, что социальная теория вступает в конфликт с реальными обстоятельствами и вынуждена вести борьбу уже не с трудностями теоретического порядка, а сугубо практическими трудностями. Очень рано для теоретиков Просвещения
10 См. обобщение Гоббса в Левиафане: "...искусством создан тот великий Левиафан, который называется Республикой, или Государсгвом (Commonwealth or State), по-латыни — Crvrtas, и который является лишь искусственным человеком..." / Гоббс. Т. Сочинения в двух томах. Т. 2. — М.. 1991. С. 6.
11 Конт. О. Общий обзор позитивизма. // Антология мировой философии. Т. 2. — М., 1970. С. 580.
12 О. Конт "Вся цель позитивизма в том. чтобы превзойти личные инстинкты, заменив
персональную точку зрения социальной". / Цит. по Любак де А. Драма атеистического гуманизма. 1997. С.137.
Сийес. аббат. ‘Что такое третье сословие?" — М., б г. С. 13.
- Київ+380960830922