2
ПЛАН ДИССЕРТАЦИИ
Введение............................................................. 3
Глава I: Роль и место социокультурной адаптация в адаптационной системе курсантов военных вузов..................................... 18
§ 1 Понятие и основные проблемы социокультурной адаптации............ 18
§ 2. Социокультурная трансформация российского общества и место военного образования в структуре ценностей современной российской молодежи ........................................................ 44
§ 3 Стратегия и тактика исследования социокультурной адаптации современной российской молодежи к обучению в военном вузе ............ 63
Глава II: Направления и средства социокультурной адаптации современной российской молодежи к обучению в военном вузе 80
§ 1 Взаимодействие общей и корпоративной культур в процессе адаптации современной российской молодежи к обучению в военном вузе .... 80
§ 2 Особенности и средства социокультурной адаптации современной
российской молодежи к обучению в военном вузе.................... 102
Заключение.......................................................... 129
Библиографический список использованной литературы.................. 133
Приложения.......................................................... 148
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Процессы, происходящие сегодня в сфере военной безопасности, требуют, безусловно, системного анализа и формирования новой концептуальной основы военного строительства, в том числе и в области военного образования. Военное дело, являясь одним из древнейших видов человеческой деятельности, всегда находилось на острие научно-технического прогресса своей эпохи. Занятие профессиональной военной деятельностью требовало некоего минимума специальных знаний и определенного уровня образованности, причем по мере развития науки и техники, внедрения ее достижений в военное дело требования к профессиональным военным кадрам постоянно возрастали.
Начало XXI века потребовало для офицера исключительно высокой профессиональной квалификации, преимущественно в технической (военнотехнической) сфере деятельности. Поскольку образование является способом трансляции науки в культуру, то логично предположить, что основным элементом воспроизводства социального слоя профессиональных военных является именно образование, в частности, его военная ветвь. Нельзя сказать, чтобы к ее анализу не обращались: отечественная военная социология в постпе-рестроечный период развивается довольно интенсивно - имеется ряд публикаций отдельных авторов по проблемам социокультурной адаптации, однако они носят разрозненный характер и посвящены рассмотрению частных вопросов.
Отдавая себе отчет в том, что и военные, и гражданские являются продуктами одной социальной системы, невозможно, однако, отрицать, что профессиональные военные - это весьма ярко выраженная социальная группа, имеющая тысячелетнюю историю, устойчивые корпоративные интересы независимо от национально-государственной принадлежности и сформировавшая особую субкультуру. Учитывая традиционный вес и влияние военного социу-
14
только приспосабливаясь к ней путем принятия иных ценностей, а обогащаясь ценностями новой культуры, синтезируя обе культуры - чужую и собственную.
2. Вхождение в новую, иную, в данном случае корпоративную (воинскую) культуру, сопровождается немалым числом проблем социокультурной адаптации, ибо именно в их рамках, или соотносясь с ними, возможно выявление особенностей социокультурной адаптации современной российской молодежи к обучению в военном вузе. Следуя логике проводимого исследования, из большого числа проблем социокультурной адаптации мы выделяем следующие:
Проблема преодоления «культурного шока». “Культурный шок” сопровождается чувством замешательства, фрустрацией и депрессией, путаницей в ценностных ориентациях и собственно личной идентичности. Постепенно, при благоприятных условиях, на смену им приходят уверенность и чувство гармонии с окружением, которыми заканчивается процесс социокультурной адаптации. Он может протекать в зависимости от условий и индивидуальных особенностей человека от нескольких месяцев до нескольких лет.
Проблема корпоративной идентичности. Профессиональная идентичность может быть определена как устойчивое согласование индивидуальных признаков, условий и содержания профессии, обеспечивающее достижение на конкретном этапе определенного, субъективного уровня профессионализма, обуславливающее дальнейший профессиональный рост и возможность переноса сформированных навыков и умений в измененные условия деятельности.
Проблема использования предшествующего опыта и адаптационных возможностей языка. На процесс адаптации также значительное влияние оказывает наличие предшествующего жизненного опыта, а также знание языка и культурных особенностей новой, в том числе и корпоративной культуры. Знание языка воинских уставов, наставлений, инструкций является необходимым условием успешной адаптационной деятельности.
15
Проблема соотношения материально-организационной и психологической адаптации. Характеризуя проблемы социокультурной адаптации современной российской молодежи к обучению в военном вузе, необходимо заметить, что эта адаптация является как материально-организационной, так и психологической. Учет разделения социокультурной адаптации на эти составляющие и определение их соотношения на каждом из этапов адаптационной деятельности повышает ее эффективность.
3. Соотнесение военного образования как ценности с другими ценностями современной российской молодежи в процессе социокультурной трансформации российского общества позволило выявить то обстоятельство, что военная компонента в структуре ценностей современной молодежи обнаруживается только на ментальном уровне и не фиксируется на уровне обыденного сознания. Отсюда обращение к ментальности и опора на нее в построении адаптационной деятельности современной российской молодежи к обучению военном вузе является одним их обязательных условий успеха подобной деятельности.
4. При исследовании характера взаимодействия общей и корпоративной культур в процессе адаптации современной российской молодежи к обучению в военном вузе выяснилась необходимость максимально возможного сближения военного и гражданского образования. Такое сближение позволит минимизировать отрицательные последствия социокультурной адаптации современной российской молодежи к обучению в военном вузе.
5. При выборе инструментария исследования социокультурной адаптации современной российской молодежи к обучению в военном вузе следует при использовании количественных и качественных методов приоритет, на наш взгляд, следует отдавать последним. Духовность очень трудно поддается объективированию через количество, которым, однако, не следует пренебрегать.
- Київ+380960830922