Ви є тут

Образование и процесс культурно-духовного воспроизводства:деятельность государственных и негосударственных учреждений (вузов) России

Автор: 
Бурылёва Галина Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
274221
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................. 3
Глава I. Теоретико-методологические проблемы исследования духовнокультурного воспроизводства в сфере образовательной деятельности.............................................................13
§ 1. Духовно-культурное воспроизводство в системе вузов как
социокультурная проблема.......................................13
§ 2. Культурно-духовная деятельность образовательных
учреждений России..............................................37
§ 3. Духовно-культурное воспроизводство в стратегии образования.... 67
Глава П. Образовательная деятельность как фактор становления
духовной культуры молодежи.................................... 89
§ 1. Вузы на рынке образовательных услуг.......................... 89
§ 2. Основные тенденции изменения процесса духов но-культурного воспроизводства как социальная рациональность образования в контексте современной трансформации российского общества... 119
Заключение..............................................................143
Библиография
151
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Трансформация российского общества в условиях реформирования последнего десятилетия XX века и при вступлении в век XXI повлекла за собой изменения в политической и экономической ситуации, в сфере занятости, социальной и профессиональной структуре населения, в сфере образования. Это, в свою очередь, вызвало к жизни неоднозначные явления, которые оказывают противоречивое влияние на культуру, духовную жизнь общества и личности.
Специфика социальных изменений в настоящее время состоит и в том, что “утверждение новой реальности происходит под эгидой повышения роли субъективности, внутреннего мира человека как главного источника социального развития”1.
В условиях возрастающего внимания к культурологическим, в самом широком смысле, факторам развития общества к формированию и роли индивидуальных практик, и в то же время при наличии неопределенности, неустойчивости развития, когда выбор успешных стратегий достижения тех или иных целей затруднен, общество предъявляет определенные требования к качеству человеческих ресурсов, постулирует меритократические принципы и механизмы социокультурной динамики, в основе которой лежит формирование социальной структуры, профессиональных групп, а также оценка уровня развития личности и т.п.
Однако актуальность исследования обусловлена не только проблемами трансформации российского общества и модернизации системы образования, но и фундаментальным свойством образования быть важнейшим конструктом цивилизации, поскольку главным ее условием является преемственность общественной жизни, а образование служит основным элементом, транслирующим культурные достижения. В этих условиях образование показало способность к саморазвитию.
Все более широко разделяется точка зрения относительно того, что на смену информационному обществу конца XX века приходит образовательное общество XXI века,
'Андреев ЭМ Новейшие российские реальности: интегративный подход. //Гуманитарный ежегодник,К? 1. Р.- на-Д.,2002
15
целостность обусловлена, в конечном итоге, доминантной ценностью, лежащей в основании всей социокультурной системы.
Смена социокультурных типов образовательной деятельности обусловлена развитием общества, его прохождением последовательных этапов усложнения и дифференциации. Переход на качественно новый уровень организации социокультурных отношений с необходимостью требует ликвидации несоответствия между доминирующей в образовательной деятельности моделью воспроизводства личности, присущих ей ценностносмысловых ориентации и качеств, и потребностью в новых социальных качествах, способных обеспечить индивидам адаптацию и самореализацию в новых общественных условиях. Это, в конечном счете, и вызывает смену социокультурного типа образовательной деятельности.
Изменения в образовательной деятельности должны затрагивать саму форму воспроизводства социальности, саму лежащую в ее основе доминантную ценность. Проблема может быть решена только путем создания нового социокультурнрго типа образовательной деятельности, построенной на принципиально иной ценностной основе, способной сформировать у человека ценностно-смысловые ориентиры и качества, адекватные новым общественным условиям его жизни.
Такой базовой ценностью выступает ценность выживания человеческого сообщества основанная на жизнеспособности индивида
В новом социокультурном типе образовательной деятельности необходимо ликвидировать искусственное разделение на обучение и воспитание. Основной задачей воспитания, по мнению автора должно стать формирование у индивида способности и готовности к личностному выбору: интеллектуальному, нравственному, эстетическому и т.д. Такое понимание создает возможность определить сущность воспитания как процесса формирования в индивиде единства знания и личностного выбора
Способность к партнерству, интеграции в рамках социальной системы одновременно предполагает формирование в человеке индивидуальной и социально-групповой ответственности за собственное поведение, за собственный выбор. Ответственные формы социального поведения выступают в рамках современных социальных отношений необходимым условием воспроизводства самих социальных отношений.
16
Характерной чертой российских реформаторов, особенно первых лет реформ, является фактически полное игнорирование специфики России, ее базовых ценностей и ориентация исключительно на Запад при выборе целей преобразования общества
Так, Е.С. Поташник предлагает осуществление стратегии реформирования образования в России на примере фундаментальных российских ценностей: общинности (соборности, коллективизма) и патриотизма По мнению исследователя, анализ этих ценностей показывает, что они способны выступать основанием формирования позитивной коммуникации и социальной ответственности как важнейших целей нового социокультурного типа
о
образовательной деятельности.
С самых первых своих шагов социологическая наука тесно связана с проблемами образования, что вполне естественно и объяснимо. Обращаясь к обществу как целостному организму, социологи не могли не касаться образования, которое они рассматривали в качестве его составной части. Уже в 1830-1840-е гг. появилось понимание того, что развитие общества в значительной мере зависит от того, какой является система образования.
Образование базируется на обучении и воспитании. Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способностях, являющееся следствием опыта. В связи с этим, общество берет на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки путем формального обучения — образования. Образование — один из аспекгов многостороннего процесса социализации. При этом учреждения образования, как правило, воспитывают людей, “вписывающихся” в общество, а не тех, кто будет выступать за его изменение. Именно в рамках конфликтологии, например, Р. Коллинзом или М.У. Эпплом, рассматриваются учреждения образования как посредники, воспроизводящие и легитимирующие существующий социальный порядок и, таким образом, действующие во благо одним индивидам и группам и в ущерб другим. Однако вузы могут не только передавать культуру последующим поколениям, но они способны приумножать культурное наследие.
1 С«.: Поташник Е.С. Ценностные основы социокультурных типов образовательной деятельности. Авторсф. днсс. на соискание уч. степени канд. фи.тос. наук. Нижний Новгород. 2003. С. 25.