Ви є тут

Ценности старшего поколения как фактор социальной стабильности : На примере Республики Адыгея

Автор: 
Суетина Наталья Михайловна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276787
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
V
Введение.......................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологическая база исследования проблемы 13 ценностей..............................................
1.1. Ценность и ценностные ориентации: концептуализация различных 13 подходов...........................................................
1.2. Предметные и субъектные ценности как факторы социальной 32 регуляции и стабилизации...........................................
1.3.Традиции как механизм поддержания и воспроизводства 53 социальных структур................................................
Глава 2. Система ценностей старшего поколения в Республике 71 Адыгея как отражение преобразований российского общества...........
2.1.Типологизация ценностных ориентаций поколений.................. 71
2.2.Межпоколенный конфликт ценностей: реальность и вымысел 90
2.3.Социокультурная иерархия ценностей старшего поколения, 107 ориентированных на социальное единство и согласие.......................
Заключение......................................................... 126
Литература......................................................... 130
Приложения.......................................................... 142
Введение
Актуальность темы исследования. Любое государство в процессе функционирования не может игнорировать проблемы социальной стабильности, общественных взаимодействий социальных групп и слоев. Успешное решение этих проблем может быть обеспечено на основе общечеловеческих ценностей. В условиях современных гуманитарных перемен, общественных трансформаций все более приоритетными становятся духовные ценности общественного сознания. Именно система ценностей, определяющая поведение человека в обществе является ядром социокультурного строя. Общественные перемены последних лет живо отразились на жизненных траекториях и социальных ожиданиях людей, относящихся к разным возрастным группам в России. В этих условиях старшее поколение как особая социальная группа является носителем качественно нового социального переживания, которое характеризуется повышенной остротой восприятия социальной информации, критической оценкой социальной ситуации в обществе. В связи с этим возникает необходимость углубленного изучения проблем ценностей старшего поколения.
Не вызывает сомнения тот факт, что отношение общества к пожилым людям отражает уровень цивилизованности данного общества, несущего ответственность за их социальное, материальное положение и эмоционально-психологическое состояние. Как известно, в последние десятилетия происходит увеличение доли таких людей в составе населения как России, так и Республики Адыгея. Это также обусловливает необходимость изучения социальных возможностей и роли старшего поколения в обществе. Без знания и особого внимания к ценностям старшего поколения невозможно стабильное функционирование российского общества.
сходной ситуации Ортега-и-Гассет X. отметил: “Ценности культуры не погибли, однако они стали другими по своему рангу. В любой перспективе появление нового элемента влечет за собой перетасовку всех остальных элементов иерархии”1.
Ценностное сознание формируется на основе человеческого опыта оценки конкретных событий, явлений и процессов. Ценности, выработанные той или иной культурой, усваиваются непосредственно в процессе социализации. Посредством ее формируются представления о мире, происходит приобщение к духу культуры, идее той или иной эпохи, народа. Предмет влияет только в том случае на поступки человека, когда человек осознает связь его свойств и качеств со своими потребностями и интересами. При этом большое значение в функционировании любой малой или большой группы имеет признание чего-либо ценностью, субъективное признание в качестве необходимого, полезного, нужного.
Известный российский социолог Здравомыслов А.Г. дает следующее определение понятию ценности: «Ценности - это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм, которые обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях, в том числе выбор между конкретными целями рациональных действий»2. По его мнению, именно ценности служат социальными индикаторами качества жизни. В то же время система ценностей образует внутренний стержень культуры, а также сочетание потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Здравомыслов А.Г. указывает на то, что в свою очередь, сама культура оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности граждан, выступая одним из важнейших стимулов социального действия и поведения индивидов.
1 Ортега-и-Гассет X. Новые симптомы // Проблема человека в западной философии / X. Ортега-и-Гассет. -М., 1988. - С. 206.
2 Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г.Здравомыслов. - М., 1986. - С. 171.
Духовная жизнь общества весьма разнообразна и сложна. Она включает в себя множество «духовных миров» живших и ныне живущих индивидов. Духовный мир общества представляет собой открытую систему, которая все время подвержена изменениям, но, в которой в каждый момент времени может быть сохранено равновесие на основе общих ценностей. Смыслообразующий момент жизни людей заключается преимущественно в духовной жизни и деятельности, в производстве и потреблении духовных ценностей. В духовной деятельности у человека формируются высшие потребности и интересы.
Как отмечает Анисимов С.Ф., «гармоничное производство и потребление духовных ценностей...являются признаками духовного здоровья и духовной зрелости общества, народа, личности»1. Многие факторы вносят существенные изменения в духовную жизнь современных людей. В результате научно-технического прогресса необычайно возросло значение научных и технических знаний во всех сферах производства и быта, вследствие чего изменяются психология, образ мышления людей, их ценностные ориентации, духовные установки, требования к их повседневному поведению.
Ценности, а также процессы их производства и потребления являются не только элементами личного, но и общественного сознания. Они составляют основу духовной жизни социальных групп, народов, человечества в целом. Система ценностей человека является фундаментом, первоосновой его отношения к миру. Ценности — это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.
Исследование ценностей и ценностных ориентаций имеет свою традицию. «Ценность» - это многозначное понятие, которое бытует как в сфере обыденного сознания, так и в системе научного знания.
1 Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / А.Ф.Анисимов. - М., 1998. - С.З.