Ви є тут

Коммуникативные характеристики функционирования музыки в российском социокультурном контексте

Автор: 
Новиков Иван Андреевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
295700
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основании исследования музыки как средства социальной коммуникации........................13
1.1. Становление социологической предметности изучения музыки......13
1.2. Специфика структурной организации социологической теории
музыки.........................................................28
1.3. Теоретические основы эмпирических исследований слушательской аудитории.................................................41
Глава 2. Коммуникативные характеристики музыки.....................57
2.1. Особенности социокультурною контекста потребления и восприятия музыки в современном российском обществе......................57
2.2. Коммуникативный универсализм музыки...........................89
Заключение........................................................107
Список используемой литературы....................................118
Приложение........................................................130
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования обусловлена целым рядом обстоятельств. Интенсивные трансформационные процессы современного российского общества изменили не только общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, но и духовнонравственный мир людей, модифицировали духовное потребление вообще и потребление музыки в частности.
В настоящее время возникает новая ценностно-ориентационная система принципов и стандартов, определяющая модификацию ценностных ориентаций, предпочтений, моделей поведения людей. Непременным компонентом, формирующим ценностно-ориента-ционные системы, является музыка, которая вошла в жизнь практически всего населения страны. Причем музыка самая разная, как по форме, так и в содержательно-ценностном плане. В связи с этим актуализируется проблема музыкальных предпочтений и их связь с ценностным миром людей. Разнообразные музыкальные произведения коррелируют с ценностным миром людей, принадлежащих к различным субкультурам. Поэтому исследование типологии слушательской аудитории является актуальным для понимания ценностных трансформаций населения современного российского общества. В этой связи проблемы, связанные с особенностями восприятия музыки, исследованием се коммуникативных свойств, как никогда вышли на передний план в современной науке и практике.
В сегодняшней России, переживающей трудный этап изменения общественных форм, обращение к проблемам духовной жизни, исследование особенностей ценностного мира людей имеет большое значение и глубинный практический смысл. Известно, что музыка выражает духовный и нравственный потенциал человека и народа, что она влияет на духовное развитие как общества, так и отдельной личности. В музыке сосредоточен много-
3
6. Музыка воплощает в себе все типы коммуникативного взаимодействия: интраперсональную коммуникацию; межличностную коммуникацию; групповую и внутригрупповую коммуникацию; массовую коммуникацию. Слушательская аудитория в процессе коммуникации дифференцируется в соответствии со следующими показателями: уровнем личностного развития; музыкальными предпочтениями; субъективным выбором жизненного стиля; принципом внутригрупповой сплоченности; выбором канала коммуникации; половозрастными признаками.
Практическая значимость работы определяется потребностью осмысления процессов духовной жизни современного трансформирующегося российского общества, роли и значения музыки как фактора совершенствования духовного мира людей, с одной стороны, а с другой - как индикатора культурного уровня населения.
Содержание, инструментарий и выводы работы могут использоваться при чтении курсов «Социология», «Социология культуры и духовной жизни», а также при разработке специальных и факультативных курсов, в том числе специализированного курса «Социология музыки». Возможно использование материалов исследования в практике воспитательной работы со студентами.
Результаты Работы используются в практической работе в ГОУ ВГ10 «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» на кафедре социальных технологий.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на III Всероссийском социологическом конгрессе (Москва, 2008), на региональных и межвузовских конференциях, на теоретическом семинаре научной школы «Социология культуры» в РФ РТА.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, списка литературы и приложения.
12
Глава 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МУ ШКИ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
1.1. Становление социологической предметности изучения музыки
Социология музыки, в строго научном понимании, оформляется во второй половине XX века. Но еще в конце XIX века в названиях книг и статей можно было встретить слова «социология» и «музыка». Это произошло во Франции, на родине социологической науки, где О. Конт обосновал необходимость и возможность ее создания и развития, а затем И. Тэн ввел понятие «социология искусства». Во Франции в 90-х годах XIX века выходит в свет книга К. Ьеллага «Музыка с социологической точки зрения»1, затем изданная в России. Появлению социологии музыки как специальной социологической теории предшествовали многочисленные исследования, в чем преуспевали, в основном писатели и композиторы.
Социология музыки расположена на стыке двух наук - социологии и музыкознания. Следовательно, она частично входит в социологию как ветвь социологии искусства и, в более широком плане, социологии культуры. Социология же культуры - это наука о функционировании культуры в обществе, или, иначе говоря, о культурной жизни общества. Так и о социологии музыки можно сказать, что ее предметом служит музыкальная жизнь общества, то есть процесс реального функционирования музыкальной культуры в конкретных социально-исторических условиях.
При таком понимании социология музыки включает две большие группы проблем. Одну из них можно назвать музыкальными проблемами социологии. К ним принадлежат:
• общие закономерности функционирования музыкальных культур и их историческая типология;
1 См.: СохорА. Структура, предмет и метод социологии музыки.
13