Содержание
Введение..............................................................3
Глава 1. Теоретический анализ сетевой модели международного взаимодействия университетов..........................................12
1.1 Роль глобализации в появлении университетского сетевого сотрудничества.................................................. 12
1.2 Структурные аспекты международного взаимодействия университетов. .................................................................24
1.3 Габитус современной системы высшего образования.................42
1.4 Микросоциальный базис функционирования сети университетского взаимодействия...................................................49
Глава 2. Анализ-практической реализации сетевой модели международного взаимодействия университетов..........................................54
2.1 Политический аспект функционирования сетевой модели международного взаимодействия университетов......................54
2.2 Социально-экономический характер сетевой модели международного взаимодействия университетов.....................................67
2.3 Мультикульту рал изм как основополагающее правило функционирования университетов в международном масштабе..........77
2.4 Развитие информационно-коммуникационных сетей взаимодействия. 88 Глава 3. Интерпретативный анализ сетевой модели международного взаимодействия университетов..........................................97
3.1 Интерпретативный анализ международной деятельности российских университетов....................................................97
3.2 Интерпретативный анализ международной деятельности зарубежных вузов...........................................................129
Заключение..........................................................150
Список использованной литературы.....................................157
Приложение 1. Анализ законодательной базы Европейского союза в области
высшего образования..................................................167
Приложение 2. Анализ законодательной базы Российской Федерации в области высшего образования..........................................180
2
Введение.
В академическом тезаурусе существует множество понятий для определения общества на современном этапе развития. Эти названия варьируются в зависимости от того, какой из процессов, и какую сферу жизни в обществе они принимают за основополагающую. Названия общества выходят из названий теорий, которыми ученые описывают современное состояние общественного развития - общество потребления, постмодернистское общество, постиндустриальное, информационное и т.д.
Чаще всего при рассмотрении поведенческих паттернов людей, развития сферы услуг и других областей жизни, ученые называют общество в настоящий период развития обществом потребления. (3. Бауман, Ж.Ьодрийяр). В рамках теории потребления, в обществе наибольшее развитие получают те отрасли, которые в большей мере направлены на удовлетворение потребностей человека. Поведение человека, с точки зрения этой теории, чаще всего направлено на то, что бы удовлетворить свои потребности. В рамках высшего образования, развитие потребительской направленности выражается в академическом капитализме университетов, в появлении рынка образовательных услуг, в появлении особого типа людей -потребителей образовательных услуг и специальной отрасли производства — производство образовательных продуктов.
Другие ученые, характеризующие современное общество как общество постмодерна (Ж.-Ф. Лиотар, К. Поланьи, 3. Бауман, Ф. Джеймисон), уделяют особое внимание развитию культуры, массовой культуры, сознанию человека и его поведению в современных условиях. Отличительные черты культуры, по мнению постмодернистов, это значительная фрагментация при одновременном отходе от рассмотрения культуры как универсальной в сторону рассмотрения ее во всем многообразии локальных и
3
примеру, наличие нормативных документов и соглашений по международным отношениям в высшем образовании). Каждая грань может являться отдельным вопросом для исследования в рамках социологических наук.
В диссертационном анализе сетевой модели международного взаимодействия университетов мы постоянно будем обращаться к вышеперечисленным граням глобализации высшего образования с целью сделать анализ университетского взаимодействия комплексным и всесторонним.
Сетевая модель международного взаимодействия университетов представляет собой явление, в котором отсталые и передовые, центральные и периферийные университеты связываются в глобальную сеть. Интерактивность между локальными университетами образует постоянно меняющуюся сеть и позволяет говорить о пространстве потоков, при этом поток определяется как «целенаправленные, повторяющиеся, программируемые последовательности обменов и взаимодействий между физически разъединенными позициями, которые занимают социальные акторы в экономической, политической, культурной и иных структурах общества»14. Основываясь на этом определении потока, данном М. Кастельсом, можно предположить, что сетевая модель международного взаимодействия университетов в своей динамичности и системности представляет собой культурный поток в рамках образовательного пространства, так как поток представляется здесь как выражение процессов, происходящих в обществе и доминирующих в общественной жизни.
Одним из импульсов к формированию сетевой модели университетского взаимодействия стало развитие интеллектуальной миграции, которая в крайних своих проявлениях приобретает характер «утечки мозгов». В мировой литературе анализ миграции
14 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура Ьнр://уу\ууу.vusnct.ru/ЫЫю/агсЫус/каяге!* тГогтп/ Обращение к ресурсу 05.02.2007
17
высококвалифицированных кадров происходит в рамках двух теоретических концепций: I. обмен знаниями и опытом (brain exchange), включая «приток умов» (brain grain) и «утечку умов» (brain drain). Сущность миграции заключается в поисках нового места приложения своего труда, учитывая уже имеющуюся профессию и квалификацию. 2. растрата умов (brain waste). Эмиграция высококвалифицированных кадров рассматривается в качестве потери для совокупной рабочей силы страны - экспортера, что снижает в ней уровень жизни и потенциальной способности к развитию. «Утечка умов» проявляется как в миграции сформировавшихся ученых, так и (что особенно опасно) в массовом невозвращении студентов в свои родные страны и города после учебы в лучших университетских центрах мира. «Утечка мозгов» возникает, когда отток студентов носит постоянный характер и не компенсируется аналогичным притоком из других стран.
Часто в литературе проводятся параллели между «утечкой умов» и «интеллектуальной миграцией», и одно понятие заменяется другим. На наш взгляд, это ошибочная позиция. «Интеллектуальная миграция» -закономерное движение человеческого капитала на мировом рынке, часто имеющее маятниковый характер и повышающее статус страны - родины ученых. В то время как термин «утечка умов» характеризует определенное ослабление позиций государств - доноров на международном рынке труда и ухудшение возможностей его социально-экономического развития15. То есть, можно сделать вывод, что это термин с отрицательной коннотацией.
При рассмотрении и попытке объяснить изменения, которые проходят сейчас в области высшего образования, ученые выделяют два процесса -интернационализация и глобализация. До сих пор между специалистами лет единства по поводу того, какой из них считать основополагающим. Процессы интернационализации и глобализации являются по своей сути
15 Ушкалов И.Г, Малаха И.Л. Утечка мозгов. Масштабы, причины, следствия. М.: Эднториал УРСС, 1998
18
- Київ+380960830922