Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы исследования социокультурной коммуникации
1.1. Характерные особенности социокультурной коммуникации
1 Л. Поведение и понимание в контексте социокультурной коммуникации
Глава 11. Этнонациональные и региональные особенности межкультурной коммуникации
2.1. Межкультурная коммуникация в социокультурном обмене и образовании
2.2. Этнонациональные особенности межкультурного взаимодействия
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования связана с тем, что в начале третьего тысячелетия стало очевидным, что человечество развивается по мере взаимосвязи и взаимозависимости различных народов, стран и культур.
Сущность проблемы межкультурной коммуникации удачно обозначил Лауреат Нобелевской премии К. Гэлбрейт, назвав этот феномен как «желание человека быть услышанным». Становясь участниками любого вида межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, которые нередко значительно отличаются друг от друга.
Актуальность всех вопросов, связанных с культурой, приобрела в настоящее время небывалую остроту. Культурные обмены и прямые контакты между государственными институтами, социальными группами и отдельными индивидами разных стран и культур охватили различные сферы общественной жизни.
Современные политические и социальные процессы, создание Единой Европы, открытие границ для культурного обмена, расширение прямых контактов индивидами различных стран и культур, социальными группами и государственными институтами, а также обширные миграционные процессы позволяют сегодня говорить о глобализации культуры, т. е.1 интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру. Именно поэтому по инициативе ООН 2001 год был назван Годом диалога между культурами.
Культурные различия между людьми детерминируются их самобытными историческими корнями, а глобальная культурная система лишь способствует выявлению различий и сходства, позволяя познать мир во всем его многообразии, признать и понять культурные особенности друг друга, которые являются составляющими глобальной культурной системы.
действия [138; 139]. Само общение сводится к процессу различения коммуникации (информации), сообщения, понимания. В рамках психологического подхода рассматривались: физические и
психологические характеристики участников коммуникативного взаимодействия; процессы влияния людей друг на друга и зависимости этого влияния от группы; коммуникативная компетентность личности
В.Курбатов [124; 125], К.Жюль, А.Зверинцев, С.Иконникова [94]. Как видим, коммуникативное социокультурное взаимодействие является основной доминантой любого социального процесса. Для того, чтобы ответить на основной вопрос нашего исследования, необходимо рассмотреть роль коммуникации в социальных отношениях, а также определить характерологические особенности коммуникационного социокультурного взаимодействия. Эти и другие задачи будут рассмотрены и решены в следующих параграфах.
Основной задачей данного параграфа является рассмотрение проблемы коммуникативного взаимодействия субъектов социокультурной коммуникации. В связи с этим ставится вопрос о сущности коммуникативного взаимодействия, рассматривается структура коммуникативного процесса.
Вопросы социальной коммуникации рассматриваются в трудах А.Грязнова, Т. Ван Дейка [47], В. Биркенбила [34], Дж. Бертона [33], И.Горелова [67;68] и др., специфика направленности сигналов, интерактивная сторона общения развита в работах Д. Мида, Г.Блумера. Отношение людей в социальной среде не ограничиваются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной и культурной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован в общении. В человеческом обществе общение выступает как способ сплочения индивидов и одновременно как способ развития самих этих
индивидов. Отсюда следует, что общение существует одновременно и как реальность общественных отношений, и как реальность межличностных отношений. Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения (деловое, межличностное, управленческое, профессиональное и т.п.).
Учитывая сложность общения, необходимо обозначить его структуру, чтобы затем провести анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Обычно выделяется три взаимосвязанные стороны в структуре общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. В истории социальной психологии известно несколько попыток описать структуру взаимодействия. Большое распространение получила «теория социального действия», в которой в различных вариантах описывается индивидуальный акт действия. Фиксировались компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменение. К этой идее обращались социологи М.Вебер [49;50], К.Ясперс [250], А.Щюц и социальные психологи Э.Берн [32], К.Янг, Л.Фримен и др. Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Такой подход предложен польским исследователем Я. Щепаньским. У Щепаньского центральным понятием описания социального поведения оказывается понятие «социальная связь». Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта, в) социального контакта (совместная деятельность), г) взаимодействия, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действия) [4;36;37].
В отечественной психологии используется иной подход:
- Київ+380960830922