2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ................................................4
Г ЛАВА 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АРМИИ И ПРЕССЫ.................11
1.1. Российская пресса в системе средств массовых коммуникаций.....................................11
1.2. Сущность и специфика социокультурного конфликта между военными и журналистами....................26
ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АРМИИ В
ОСВЕЩЕНИИ ПРЕССЫ..............................44
2.1. Общая характеристика газетных публикаций, посвященных Вооруженным Силам России.............44
2.2. Основные проблемы Вооруженных Сил в изложении прессы...........................................57
з
ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕЧАТИ. .. .85
3.1. Проблема интерпретации понятий «реформа Вооруженных Сил» и «военная реформа» и их сущности в российской прессе и исследовательской литературе.......................................85
3.2. Реформа Вооруженных Сил как социальная необходимость...................................100
3.3. Перспективы разрешения социокультурного
конфликта между армией и прессой.............122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................130
ЛИТЕРАТУРА............................................133
ПРИЛОЖЕНИЕ............................................142
13
муникации (печать, радио, телевидение, глобальные компьютерные сети и др.), связывающие источник сообщения и их получателя [см. 116].
Таким образом, специфика массовой коммуникации заключается в том, что общение здесь осуществляется через технические средства, которые дают возможность передавать значительный объем информации для массовой аудитории, рассредоточенной на большой территории.
Каждое из существующих средств массовой коммуникации имеет свою специфик)-, занимает определенную социо-культурную нишу и транслирует информацию для определенной аудитории. Одновременно все средства массовой коммуникации представляют собой и некоторую совокупность социальных институтов с общей целью, с подразделением функций, а следовательно - с общими свойствами. Ото позволяет рассматривать отдельные средства массовой коммуникации как видового представителя, несущего на себе определенные общесистемные свойства [см. 125].
Возьмем в качестве такого представителя прессу - исторически первое средство массовой коммуникации. Пресса будет пониматься нами «в смысле учреждения, социального института, а также «производства» имеющего своим продуктом газеты (журналы), как овеществление социачьной информации, адресованной массовым аудиториям (группам людей, непосредственно потребляющих эту информацию)» [2, с. 6].
Необходимым условием коммуникации является информация. Из множества определений данного понятия можно выделить несколько основных, вокруг которых группируются все остальные, варьируя их. Например, исследователи А.Н. Кочергин и В.З. Коган предлагают иод информацией понимать «любые сведения о каких-либо ранее не известных событиях» [53, с. 175]. Однако такое толкование информации нельзя считать в полной мере удовлетворительным, ведь наиболее значимая информация может неоднократно
14
дублироваться транслятором с целью усиления информационного воздействия на аудиторию и достижения необходимого общественного резонанса.
Не вполне точно отражает сущность явления и определение, предложенное Б.М. Фирсовым, в работе «Пути развития средств массовой коммуникаций (социологические наблюдения)». Этот социолог считает, что информация представляет собой «сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми» [117, с. 217], упуская то, что в процессе обработки информация порой полностью обезличивается и может передаваться как от имени каких-либо социальных институтов или групп, так и анонимно. Поэтому наиболее адекватным представляется определение, сформулированное Э.В. Тадевосяном: «информация - совокупность знаний, сведений, данных, сообщений, являющихся предметом обмена между членами общества, их группами, социальными и политическими организациями и объединениями и используемых ими в своей деятельности» [106, с. 217].
Особенностью передачи информации прессой является то, что она опредмечивается в виде текста, «знаковые элементы которого зафиксированы в неподвижной пространственной форме и рассчитаны на зрительное восприятие, не ограниченное условиями места и времени» [119, с. 9].
Несомненно, уступая радио и телевидению в оперативности (по радио потребитель получает информацию почти мгновенно, по телевидению - в считанные часы, через газету - в среднем на третий день), печатная информация, содержащаяся в газетной полосе, обладает качествами, недоступными вещанию - «фиксированностью слов, подчиненных логике мысли, отражающей реальность. Изображение на экране, голос по радио исчезают, газетная же полоса остается. Специфика текста газеты сводит до минимума искажение и потери транслируемой информации при запоминании дат, имен, цифр, которые довольно значительны, если они воспринимаются на слух» [105, с. 27].
- Київ+380960830922