СОДЕРЖАНИЕ
V
I#
14
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ
1.1. Семейное насилие над детьми как социокультурный феномен 14
1.2. Изменение положения семьи в социокультурном пространстве России и проблемы насилия над детьми ^
1.3. Социализация детей в условиях семейного насилия 55 ГЛАВА II. НАСИЛИЕ НАД РЕБЁНКОМ В СОВРЕМЕННЫХ
О 1
УСЛОВИЯХ КАК ОБЪЕКТ ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
2.1. Причины и распространенность насилия над детьми 81
2.2. Социокультурная типология подверженности детей насилию в
96
семье
2.3. Стратегии решения проблемы семейного насилия над ребёнком 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 158
ч
t
N.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современные научные исследования, изучающие изменения в российском обществе, указывают как на позитивные, так и на негативные стороны трансформаций. Одной из проблем, привлекающих внимание науки и практики последнего периода, стало насилие. Это обусловлено распространенностью различных форм принудительного взаимодействия, проявляющегося в войнах, террористических актах, криминализации общества. В современном мире расширились границы объекта насилия, охватывающего самые различные слои и группы населения, в том числе семьи с детьми, что подтверждается информацией СМИ о жестоком отношении к детям в семье, фактами возбуждения судебных дел против своих родителей.
Опасность тенденции нарушения прав ребенка, распространения насилия по отношению к детям в обществе привело российское правительство к ратификации Конвенции ООН О правах ребёнка в 1989 г. и формированию системы мер по преодолению насилия над детьми, что выразилось в создании кризисных центров, реабилитационных служб, детских домов и приютов, служб доверия и т.д.
Однако отсутствие единства ценностных оснований в отношении взаимодействия детей и родителей в обществе, разрозненность действий и нехватка квалифицированных специалистов по оказанию помощи детям-жертвам насилия, социологической информации о проблеме семейного насилия является существенным препятствием в ее решении. Продуктивность усилий в этом направлении требует взаимодействия государства, семьи, гражданского общества.
Актуальность исследования состоит в потребности осмысления теоретических аспектов современного понимания насилия, определения его социокультурной сущности; выделения семейного насилия, как результата влияния современных социокультурных трансформаций на положение детей;
возникает при отсутствии провокации; сверхактивная агрессия (особый вид реактивной агрессии) - тенденция реагировать мощной агрессией даже на самую слабую провокацию; физическая агрессия - это использование физической силы в акте агрессии против другого живого существа; вербальная агрессия - нападение осуществляется либо в словесной форме (ругательство, проклятие, угрозы), либо негативные чувства выражаются агрессором в виде криков, визгов или иной подобной форме; враждебная агрессия - намеренное причинение вреда другому живому существу; инструментальная -использование агрессивного поведения в качестве инструмента для достижения поставленной цели; аутоагрессия - агрессия, направленная на самого себя и проявляющаяся в самообвинении, в самоунижении, нанесение себе телесных повреждений (крайняя форма - самоубийство).
Психологическое направление отражает то, что изначальная враждебность людей по отношению друг к другу, стремление решать свои внутренние психологические проблемы за счет других, «необходимость разрушать другого человека, чтобы сохранить себя» (3. Фрейд).
Наряду с психологическим объяснением агрессии, существует экологическое объяснение агрессивности, которая основывается на том, что индивид или социальная общность людей представляет собой самоорганизующуюся систему, которой для получения свободной энергии и поддержания жизнедеятельности «необходимо разрушать какие-то другие, неравновесные системы: природу, живые организмы»1.
Социальная теория объясняет насилие и агрессивность социальными отношениями, существующими в обществе и, в первую очередь, борьбой людей за своё существование.
Следует отметить, что изучение феномена насилия в полной мере началось во 2-й половине XX в с появлением вайоленсологии - науки о насилии. До этого периода вопросы насилия поднимались в работах: Э. Фромма, Д.
1 Левинсон Л.Г. Школа жестокости. (Советский человек о насилии)// Человек. — 1992.-№1.-С. 25-34.
16
Галтунга, Л.Н. Толстого, И.А. Ильина, И.О. Лосского, К. Ясперса, К. Лоренца, В. Парето, X. Ортега-и-Гассет, Спинозы.
Э. Фромм выделяет несколько форм насилия: игровое, реактивное, насилие из мести, потрясение веры, компенсаторное и архаичное насилие - жажда крови. Он показал связь между интенсивностью чувства мести и экономическим, а также культурным одичанием, обнищанием социальных групп.
Д. Галтунг, выделяя структурное насилие, особое внимание обращает на «культурное насилие». Он отмечает, что культурное насилие ведёг к тому, что структурное насилие начинает выглядеть и восприниматься, как справедливое или, во всяком случае «не дурное дело». Оправдание насилия это не постоянное явление в обществе. Оно может усиливаться, превращаться в принцип социальных отношений (например, классовой и расовой ненависти), либо общество отказывается от подобной оценки и склоняется к гуманности, общечеловеческим ценностям, концепции сотрудничества. Происходят, соответственно, изменения социальных ориентаций, социальной политики.
К. Ясперс, будучи одним из основателей экзистенциализма, о насилии пишет следующее: «Обретя государственное сознание, человек пришел к познанию насилия как возможного осуществления власти, всегда решающей проблему состояния и движения вещей. Государство притязает на монополию легитимного применения насилия (Макс Вебер).
Этим было достигнуто двоякое: исключение применения насилия из человеческого существования, которое теперь мирно следует правилам и законам, и рост насилия в единственном месте, чье существование подчеркнуто выражает, что без насилия или возможного насилия существование людей невозможно».1
Занимающийся изучением опасностей, которые несет техническая цивилизация, и исследованием феномена агрессии, К. Лоренц, так размышлял о человечестве: «Оно не потому агрессивно и постоянно готово к борьбе, что
1 Яспсрс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика. 1990. -С.339-340.
- Київ+380960830922