Ви є тут

Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе

Автор: 
Мозговой Александр Викторович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193528
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................3
Глава 1. ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ПРИОРИТЕТОВ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ...................................12
§1.1. Ценность досуга для современного человека..........12
§ 1.2. Коммуникативные ценности современного человека....31
§ 1.3. Социальные ритуалы и потребность в самореализации.49
Глава 2. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА ПУТЕШЕСТВИЙ,
ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ОСООБЕННОСТИ..............................69
§ 2.1. Пространственное движение человека: путешествие
как бегство и как познание ............................69
§ 2.2. Путешествие как социокультурный феномен:
коммуникативный и познавательный моменты.................85
§ 2.3. Поиск себя в пространственных перемещениях.......100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................116
ЛИТЕРАТУРА............................................121
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. В конце XX - начале XXI вв. путешествия становятся неотъемлемой частью жизни большей части населения земного шара. Многообразие маршрутов и направлений, по которым можно путешествовать, увеличивается с каждым годом.
Объяснить популярность путешествий в наше время, на наш взгляд, можно двумя причинами. Во-первых, во второй половине XX в. происходят кардинальные перемены в образе жизни человечества, связанные с перераспределением рабочего и нерабочего времени. В результате стремительного развития технических средств и увеличения производительности труда высвобождается значительная часть времени и возникает проблема его использования. Теперь на развитие человека оказывают влияние не только работа и карьерный рост, но и те занятия, которые наполняют свободное от работы время. А эти занятия, по словам А.Э. Мурзина, включают в себя весь спектр как позитивных, так и негативных, с социальной точки зрения, жизненных проявлений \
С увеличением количества свободного времени все более актуализируется вопрос проведения его вне дома и пределов города как один из способов повышения качества жизни. Загородные поездки на выходные или в отпуск становятся хорошим тоном, престижным занятием, ориентиром в уровне жизни и показателем позиции, которую допустимо и желательно занимать на социальной лестнице.
Вторая причина, по которой становится актуальным изучение социальных практик путешествий, - развитие международных экономических
1 См.: Мурзин А.Э. Актуально ли изучать свободное время? // Социол. исслсд. 1993. №
11. С. 96.
3
бодное и творческое, что позволяет считать социальную практику путешествий сферой досуговой самореализации человека.
Научно-практическая значимость работы. Выводы данного исследования могут бьггь использованы при организации конкретносоциологических исследований досуга и путешествий, анализе практики социальных ритуалов, а также чтении курсов «Социология культуры», «Социология досуга», «Социология и психология личности».
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в выступлениях автора на научно-практических конференциях, опубликованы в материалах III Всероссийского философского конгресса и других публикациях автора работах общим объемом 4,3 п.л.
Результаты диссертационного исследования использованы в работе Администрации г. Ростова-на-Дону и Администрации г. Сочи Краснодарского края.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы (105 источников).
11
ГЛАВА 1.
ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ПРИОРИТЕТОВ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
. Ценность досуга для современного человека
Современный этап развития общества характеризуется глубокой трансформацией во всех сферах его жизнедеятельности: социальной, экономической, политической, культурной.
В социальной сфере изменения происходят в двух основных направлениях: системе ценностей современных обществ и их институциональной структуре4. В современном обществе усиливается приоритет ценностей нематериалистического характера, таких как самовыражение и самореализация; экономическая эффективность как ценность отходит на второй план, поскольку материальное благополучие и комфорт на бытовом уровне воспринимаются уже как норма, и люди в меньшей степени готовы принять человеческие издержки, с которыми сопряжены бюрократия и жесткие социальные нормы. В институциональной сфере наблюдается отход от иерархических бюрократизированных организаций к более гибким, принимающим во внимание потребности и ценностные смыслы людей общества постмодерна5.
Место ценности экономических достижений в качестве высшего приоритета все больше заменяет ценность качества жизни. Жесткая дисциплина, самоотверженность и достижения сменяются свободой индиви-
4
Инглехарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества//Полис. 1997. № 4.
5 Там же.
12