Ви є тут

Формирование ценностных ориентации личности в субъектно-объектном взаимодействии образовательного процесса

Автор: 
Иванычева Татьяна Алексеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272604
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 10
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 11-55
1.1 Феномен ценностных ориентаций: сущность, механизм
формирования, классификация. 11-39
1.2. Субьектно-обьектные взаимодействия в системе образования 40-55
ГЛАВА 2. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СУБЬЕКТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 56-144
(результаты социологического исследования)
2.1. Социальная характеристика субъектов образовательной деятельности
56-73
2.2 Социологический мониторинг как форма выявления динамики ценностных ориентаций учителя и ученика в процессе субьектно-обьектного взаимодействия 74-80
2.3 Выявление ценностных ориентации субъектов образовательного процесса 81-144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145-148
Список литерату ры 149-159
Приложение 160-183
2
ВВЕДЕНИЕ
Изменения в системе общественных отношений активно вшдействуїопг ш образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического лапа Рубеж ХХ-ХХ1 веков определяет новый этап развитая образования, согласно которому возникает необходимость корреляции арате™ взаимоотношений с человеком, мирам человеческих чувств и связей, с его культурой, моралью, творчествам. Широкое признание альтернативности в образовательном пространстве приводит к пониманию роли человека в образовательном процессе, где труд учителя становиїся творческим актом, ставит вопрос социальной ответственности современного педагога, заставляет осмысливать проблемы формирования ценностных ориентаций. Образование в современных условиях - это не просто подготовка образованного человека, и даже высокообразованного специалиста, а созидание человека культурного, с определенной системой ценностных ориентации. Многочисленные конфликты с природой, социальные - в обществе, исихолоіические - с самим собой приведут человека к самоуничтожению, если не будут изменены ценностные установки его образования, если в самом образовательном процессе не будет использован фактор человеческого развития - культуры, т.к. ориентация общества только на потребности научно-техническою прогресса, рынок, по без учета культурных традиций может ограничить возможности развития общества. Складывавшееся в последние годы дисциплинарно управленческое, научное и образовательное мышление не в ситах удовлетворить па современном этапе образовательный интегративный процесс, в основу которого заножены взаимодействие и взаимосовершенствование двух сторон - учителя и ученика, с неповторимостью и уникальностью их способностей, а также участия еще одной стороны -родителей. Для достижения поставленных обшесівом целей и задач в системе образования необходим учитель, который характеризуется способностью и готовностью к самообразоват іию, самоїюзнанию, самовыражению личности. Имеї що учитель может взять і іа себя ответственность обучать и воспитывать другого человека, если умеет преобразовывать самого себя, стремится совершенствовать свою природу. 'Груд учителя уникален, поско;іьку связан с творением человека. Обучая, воспитывая другого человека, учитель тем самым общается и взаимодействует с ним, включается в бытие, духовный мир ученика. В результате
3
Личность как понятое социальное, отражает все, что есть в человеке наднриродного,
Т1/>ТУЛ»ЛТ1ТТаОГ/ЛГУЧ ГМ / /fW»t П П/^ЛГГ П КЧГГИ ГГТТ ,TWTV> Т/"С Г'ГГГ ТЧ «»лт l/\rV4 f / л/м f* »/»•»» *T/4rV4 %*лг%г»»гтпгп>' I/O / ' О 1 СП
w, ii \\uvA>anivA.i о ixjjixii^pnui w ri vXJUrcvibHOi w роЗВтИЯ»
По утверждению Рубинштейна С.Л., личностыо в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное ошошение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы... Личностью является человек, который относится определенным образом к окружающему сознательно, устанавливает это свое отношение так, что оно выделяется во всем его существе. [126, C.638J. Личность есть специфически человеческое образование, которое «производится» общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. Формирование личности предполагает развитие процесса пелеобразования и, соответственно, развитие действий субъекга [88, С. 176] Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система, где объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и вну1ренний, включает в себя представления о себе, самооценку, программы самосовершенствования, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции [45, С.37]. Быть личностью - значит имсп> активную жизненную позицию, осуществлять выборы, возникающие в силу внугренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и общест вом.
В отличии от психологии социология рассматривает личность не в качестве неповторимой индивидуальности, а в ее социаты ю-типических свойствах, обуслоатег шых процессом формирования личности и развития ее потребностей, в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных (хлциосгей, изучая закономерные связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения. В социологом личность определяется как системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении, и каксубъекгсо1 шальных с л ношений и сознательной деятельности [ 138, С.67]. Таким образам, личность, с точки зрения социологом, обозначает, единичного человека проявляющего социально значимые качества индивидуалы юсти вследствие взаимодействия с другими .людьми, тем самым, выступает и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель. Именно в таком понимании личности,
17
которое дано выше, последняя станет объектом нашего рассмотрения, причем личность предстает как иерархическое единство социально-психологического и кндивидуалъно-психоло! ического. В этом единстве личность выступает как субъект и объект социальных отношений.
При рассмотрении личности в качестве объекта социальных взаимосвязей и отношений выделяют те свойства, которые делают индивидов похожими в их социальных качествах в силу общности условий, причем одновременно данные условия дают возможности для самореализации личности. Рассматривая личность как социальный субъект, сле;|ует отметшъ, как социальные условия влияют на интересы индивидов. Через социальный интерес, который выступает связующим звеном между общественным положением человека и отражением этого положения в его сознании, осуществляется взаимосвязь - аг субъект к общественному деянию: человек действует, преследуя определенные сознательно обусловленные интересы. [162, С.61] На основе динамической системы потребностей, общей направленности интересов, связанных с общественным положением и социальным окружением личности, а также предшествующим опытом (образованным ценностными ориентациями, социальными установками) субъект формирует определенные и относительно устойчивые готовности (диспозиции) к вое! !риятию и способу действий в котшретных различных ситуациях. ДиС1 юзиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Выделяют диспозиции -высшие, которые регулируют общую направленность поведения, включают ценностные ориентации, обобщенные и ситуативные социальные устновки; низшие - поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, являясь продуктом общих социальных условий, обуславливают I юиболее паю 1ые I ютреб юсти лич! юеш, актив! га воздействуют на низшие диспозиции [123, С.99). На формирование личности решающее влияние оказывают следующие факторы: целенаправленное воздействие общества - воа штание и образование в широком смысле слова; социальная среда, в которой находится человек, реальные условия с которыми, он сталкивается; культурные традиции, социально-психологическая
18