Ви є тут

Духовные ценности чиновничества как объект исследования социологии духовной жизни

Автор: 
Молнева Марина Сергеевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
246
Артикул:
193343
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...........................................................
Глава I. Духовная жизнь чиновничества: историко-методологический аспект...............................................................
1.1. Истоки проблемы духовной жизни чиновничества....................
1.2. Классические модели природы чиновничества в истории гуманитарной мысли...................................................
Глава II. Проблемы изучения духовной жизни современного чиновничества........................................................
2.1. Современные теоретические модели чиновничества..................
2.2. Духовная жизнь чиновничества: проблемы построения
теоретической модели.................................................
2.3. Специфика эмпирического исследования духовной жизни чиновничества........................................................
Заключение..........................................................
Список литературы....................................................
3
15
15
85
124
124
176
200
221
224
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изучение природы, атрибутов, исторических особенностей и духовных ценностей чиновничества - одна из традиционно актуальных проблем гуманитарной науки, известная еще со времен возникновения конфуцианства, буддизма, философии Сократа, Платона и Аристотеля.
Целый ряд социальных, политических и психологических факторов показывает рост актуальности данной проблематики и сейчас, когда проблемы поиска оптимального соотношения мира человека и социума становятся особенно острыми. Назовем наиболее яркие из них:
— превращение чиновничества в один из главных факторов движения политической жизни страны, зачастую определяющий исходы политических выборов, судьбу реформ, тип господствующих в регионах духовных ценностей;
- все более яркие проявления бюрократизма и волокиты, дискредитирующие гуманные управленческие инновации, включая национальные проекты; сращивание части чиновников с миром криминала, что показывает опасность дискредитации государственного управления (примерами могут служить события в Кондопоге, трудности современного развития рыбной промышленности, золотодобычи, жилищного строительства и риэлторства);
рост престижа государственной службы, особенно в условиях региональной безработицы и низкой заработной платы;
сохранение заметной разницы алгоритмов деятельности чиновничества в мегаполисе и провинции, в городе и на селе, на различных уровнях социального управления, что, безусловно, гребует отдельного исследования.
3
жизненная программа сводилась к необходимости постоянно обладать «повелением вана».
Копирование образца предка, получившего повеление от первых «совершенномудрых» правителей, представляло собой магический ритуал, который на основе присущего древнему сознанию механизма мифологического отождествлении должен был способствовать возрождению данного повеления для последующих поколений. Одним из институтов, поддерживавших внутри правящего слоя установку на сохранение и передачу заданного образца, было наследственное замещение официальных должностей.
Отбор людей для службы посредством испытаний начал практиковаться в китайском обществе еще во времена династии Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.), в период укрепления и развития конфуцианской государственности. В последующие столетия экзаменационная система выдвижения людей постоянно совершенствовалась, особенно значительные реформы произошли в эпохи Тан и Мин, т.е. в УИ-Х и Х1У-ХУ1 вв. именно тогда появляются и развиваются основные специфические черты государственных экзаменов (кэцзюй): многочисленные этапы, туры,
периодичность испытаний, скрупулезная система сочинений и т.д.
Получение ученой степени в старом Китае являлось своего рода мерилом человеческих возможностей и способностей. Человека, сдавшего экзамены, высоко ценили в обществе, ему обычно обеспечивалось прочное место на государственной службе, что давало, как правило, значительные привилегии, в том числе и материальные/
Следует отметить, что чиновничество в Китае не воспринимало себя самостоятельной политической силой, а оставалось на положении императорских слуг. Так к числу механизмов подчинения чиновника милости императора, можно отнести:
•10 Воскресенский Д. Человек в системе государственных экзаменов (тема и литературный герой в китайской прозе ХУН-ХУШ вв.)// История и культура Кнта. М., 1974. С.325,332.
23
1) отсутствие у чиновников узкой специализации, делавшее возможным их взаимозаменяемость;
2) постоянный избыток числа кандидатов на должности, преследовавший ту же цель (сдача экзаменов отнюдь не гарантировала получение должности, а лишь позволяла войти в число претендентов на нее, само же ожидание могло длиться неограниченно долго);
3) личная зависимость всех чиновников от императора;
4) отсутствие каких-либо личных или корпоративных гарантий чиновников от произвольных увольнений и перемещений; все законы были сформулированы таким образом, что чиновник просто не мог их не нарушать, что делало его полностью зависимым и беззащитным перед высшей властью.37
Империя как конкретное государство только символизировала собой истинную «небесную» империю, власть полностью отделялась от ее физических представителей. В категориях традиционной политической культуры Китая идеальный император должен был править, позволяя всему сущему реализовывать себя и не вторгаясь в ход событий, но как бы оставляя для каждого существа пространство его жизненного роста, представляя всему место быть.
Государь, по мнению китайцев, - сосуд, народ - вода. Какую форму имеет сосуд, такую форму принимает вода; каков государь, таков и народ. Таким образом, поведение государя подчинялось известному общественному порядку, переступив который он не мог, не прогневав своего отца-небо.39
Царь есть не только наместник Бога на земле, но и его подлинное земное воплощение. Поэтому царь в качестве земного божества назывался «сыном неба», а его распоряжения - «священными волеизъявлениями». Царь
3 Оболонский Л. Бюрократия и бюрократизм (к теории вопроса)//Государство и право. 1993. №12.
С. 88-98
■к История Древнего мира. Упадок древних обществ / Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нсроновой, И.С. Свеншшкой. М., 1989. С.191-192.
39 Будда Шакьямуми. Конфуций. Мухаммед. Франциск Ассизский: Биоір. повествования / Сост., общ. ред. и иослссл. Н.Ф. Болдырева. Челябинск, 1997. С.87.
24