Ви є тут

Интернет-коммуникации как средство формирования ценностных ориентаций личности студента

Автор: 
Туякбасарова Надежда Анатольевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193840
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение........................................................... 3
Глава 1. Глобальное информационное общество как новая социокультурная реальность
1.1. Информационно-коммуникационные технологии как системный элемент современной социокультурной реальности.................
1.2. Социокультурные особенности Интернет-коммуникаций............ 33
Глава 2. Интернет-коммуникации как средство формирования ценностных ориентаций личности студента
2.1. Ценностные ориентации как основа развития личности........... 54
2.2. Механизм формирования ценностных ориентаций студенческой молодёжи в условиях современной социокультурной ситуации......................................................... 67
2.3. Динамика ценностных ориентаций студенческой молодёжи под влиянием социокультурных особенностей Интернет-коммуникаций................................................ 87
Заключение....................................................... 120
Список литературы................................................ 126
Приложения
135
3
Введение
Актуальность темы исследования продиктована реалиями современной России, которая, несмотря на экономические и политические сложности, активно включается в глобальное информационное пространство, развивая и осваивая новейшие телекоммуникационные технологии, решая проблемы свободы в сфере распространения информации, формируя законодательную базу, регулирующую информационную деятельность. Процесс информатизации общества не может не сопровождаться утверждением новой системы ценностей, новых принципов деловой культуры. Ценностные ориентации молодёжи, в частности студенчества, как самой «динамичной» группы общества более всего подвержены изменениям. Именно в молодёжной среде формируется новый тип личности, который будет доминировать и развиваться в будущем.
Яркой отличительной особенностью современного общества является стремительное развитие информационно - коммуникационных технологий и на их основе глобальных компьютерных сетей. Особое место в этом процессе принадлежит Интернету, который стал неотъемлемой частью жизни цивилизованного общества. Именно Интернет смог объединить миллионы людей, живущих в разных странах, сократить географические расстояния и ликвидировать преграды для общения в различных областях науки, культуры, образования.
Глобальная компьютерная сеть привлекает студенческую молодёжь не
только как удобный и почти всегда доступный источник разнообразных све-%
дений, но, прежде всего, как среда общения, сфера игровой и созидательной деятельности. Однако социокультурная среда Интернет имеет ряд существенных отличительных особенностей, которые не могут не оказывать влияние на личность молодого человека в процессе её социализации. Ценностные ориентации студенческой молодёжи находятся в процессе формирования и требуют определенного времени для обретения устойчивости, в связи с чем, испытывают большую зависимость от различных внешних факторов, к числу
16
ление товаров, информационное общество выдвигает в качестве характерной ценности время. В связи с этим возрастает ценность культурного досуга. Японский вариант концепции информационного общества носил в большей степени прикладной характер, так как разрабатывался, прежде всего, для решения задач экономического развития страны.
Далее концепция информационного общества получила свое развитие в трудах западных и отечественных социологов и социальных философов таких, как Д.Белл, М.Постер, П.Дракер, М.Кастельс, Элвин и Хейди Тоффлер,
А.И.Ракитов, А.Д.Урсул и др. Очерчивая границы информационно - технологической парадигмы, исследователи выделяют несколько главных черт. Во-первых, информация становится стратегическим ресурсом. Организации используют информацию во всё больших масштабах с целью повысить эффективность, стимулировать инновации, укрепить конкурентоспособность. Происходит интенсивное накопление и концентрация теоретического знания, поставляемого главным образом фундаментальными естественными и гуманитарными науками и влияющего на изменения в производстве и обществе. Сбывается пророчество Ф.Бэкона - знание действительно приобретает характер силы, а точнее власти. Во-вторых, информация становится предметом массового потребления у населения. В-третьих, происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные отрасли. В-четвертых, формируется новая интеллектуальная технология. Благодаря появлению новейших математических методов, основанных на линейном программировании, стало возможным осуществлять математическое моделирование, применение которого, в свою очередь, позволяет оптимизировать процессы производства, поиска решения экономических и социальных проблем. В-пятых, формируется единое информационное пространство планеты, происходит углубление процессов информационной и экономической интеграции стран и народов. В-шестых, повышается уровень образования, возрастает роль профессионализма.
17
Процесс формирования и становления информационного общества наиболее точно, на наш взгляд, описан в трудах известных социальных мыслителей Элвин и Хэйди Тоффлер, которые рассматривают историю как последовательность волн, несущих перемены, и ставят вопрос о главной идее каждой из них. Так подъём сельского хозяйства явился первым поворотным пунктом в социальном развитии общества, а следующим стала индустриальная революция и, наконец, новый поворот - строительство цивилизации, основанной на создании и эксплуатации знаний (социологи называют новую цивилизацию «электронный коттедж», подчеркивая тем самым определяющую роль новых информационных технологий в её становлении).
Тоффлер подчеркивают ключевую роль знаний в информационном обществе (обществе Третьей Волны) как стратегического ресурса, именуя знания «...основным ресурсом современной экономики, ценность которого постоянно растёт». Если в индустриальном обществе основными факторами производства являются труд, земля и капитал, то центральным ресурсом экономики «Третьей Волны», считают авторы, становятся «...знания в широком смысле, то есть данные, информация, образы, символы, культура, идеология и ценности» [119, С.17]. Внедрение новых информационных технологий в производство приводит к значительной экономии сырья и материалов, к снижению затрат на перевозки и хранение готовой продукции. Это обусловлено использованием математических методов и построением оптимальных моделей производства. Вдобавок ко всему, знания экономят время, которое является одним из важнейших экономических ресурсов. Особую роль в изменяющейся инфраструктуре экономики «Третьей Волны», по мнению Тоффлер, играют телекоммуникации, основанные на компьютерных сетях и позволяющие размещать производства в различных регионах планеты.
Элвин и Хейди Тоффлер считают, что волны общественного развития не просто последовательно сменяют друг друга, но сталкиваются, вызывая конфликты, разделяя мир на три враждующие цивилизации «Символ Первой -мотыга, Второй - конвейер, а Третьей - компьютер» [119, С. 18].