Ви є тут

Самореализация молодежи как предмет социокультурного анализа

Автор: 
Пасовец Юлия Михайловна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193804
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ...........................16
1.1. Понятие самореализации личности................16
1.2. Структура самореализации личности..............36
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ.......................78
2.1. Молодежь как субъект самореализации............78
2.2. Ценностные основания самореализации молодежи в социокультурном пространстве................................109
2.3. Специфика самореализации молодежи в социальных сферах жизнедсятел ьности ................................139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................164
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................170
ПРИЛОЖЕНИЕ...............................................200
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Кардинальная трансформация российского общества на рубеже ХХ-ХХ1 веков характеризуется нарастающей неравномерностью развития различных подсистем общества, уплотнением культурных потоков, ростом неопределенности и неоднозначности происходящих явлений и процессов. Изменение базовых принципов функционирования общества на постсоветском пространстве приводит к модификации жизнедеятельности человека, что обусловливает значительный интерес к проблеме ценностно-нормативных характеристик современного российского общества, вопросам социокультурного влияния на жизнедеятельность различных возрастных и социально-демографических групп, проблеме самореализации личности в новой социокультурной среде.
Молодежь выступает наиболее динамичной, восприимчивой к внешним воздействиям социальной группой, которая легче других возрастных и социально-демографических групп адаптируется к качественно новым обстоятельствам, и, соответственно, является авангардом процесса трансформации жизнедеятельности россиян. В ситуации интенсификации межкультурных коммуникаций молодежь усваивает новые культурные образцы и стереотипы поведения, а также новые ценности, относящиеся к сфере образования, труда, политики, морали, человеческих взаимоотношений. В связи с этим проявляемая разнонаправленность моделей поведения в молодежной среде требует осуществления глубокого, аналитического исследования лежащих в ее основе базовых ценностей, ориентаций, стратегий самореализации.
В целом изучение самореализации как сущностной характеристики социального и личностного развития молодежи составляет одну из важных задач отечественной социологии. В последние годы исследовательский интерес российских социологов к проблематике жизнедеятельности молодежи значительно возрос: изучаются мотивы получения высшего профессионального образования, структура свободного времени молодых людей, проблемы социального самоопределения и другие. Вместе с тем результаты этих исследо-
представлении А. Маслоу; базовые и интроецированные ценности, по К. Роджерсу, определяют реализацию биологического потенциала и личностной структу ры; В. Франкл определяет сущность самореализации через осуществление человеком ценностей творчества, переживания и отношений. Тем самым можно сделать вывод, что исходными методологическими установками изучения самоактуализации в гуманистической психологии выступают признание существования подлинных ценностей бытия и стремления к их достижению как необходимого фактора полноценного развития человека и представление о гармоничной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста, в любых социальных условиях, с привлечением знаний, накопленных всей цивилизацией, во всех видах и формах культуры.
Многомерность самореализации объясняет акцентирование отдельных аспектов данного феномена в концепциях личности видных представителей двух направлений гуманистической психологии. Так, К. Гольдштейн, А. Маслоу, К. Роджерс, рассматривая самореализацию как стремление, потребность, мотив, цель, проявляют такую грань самореализации, как интенцио-нальность. Р. Мэй в своей теории личности раскрывает процессуальную сторону самореализации личности. В. Франкл описывает самореализацию как результат постижения ценностей. Как будет показано ниже, различение этих аспектов позволило нам представить структурную модель самореализации личности.
К настоящему времени проблема самореализации личности стала одной из фундаментальных тем как зарубежных, так и отечественных исследований. При этом необходимо отметить, что в отечественной науке данная проблема постепенно приобретает междисциплинарный статус. Самореализация личности является предметом изучения различных отраслей социальногуманитарного знания: философии, социологии, психологии, педагогики, культурологии, политологии и др. Несомненной заслугой отечественных исследователей является разработка социальных аспектов самореализации лич-
пости, что позволяет вывести изучение проблематики, связанной с процессом личностного самоосуществлсния, на социологический уровень научного анализа.
В отечественном социально-гуманитарном знании проблема самореализации личности исследуется с позиций трех основных теоретико-методологических подходов: деятельностного, аксиологического, синергетического; предпринимаются также попытки комплексного изучения рассматриваемой проблемы (P.A. Зобов, В.Н. Келасьев).
Обращение отечественных исследователей к проблеме самореализации в конце 1970-х - начале 1980-х гг. характеризовалось конкретизацией данного понятия применительно к разработанному в деятельностной теории пониманию личности. Первыми отечественными исследованиями, выполненными в этом русле, стали диссертационные работы (Антропова JI.H. Социальные проблемы самореализации личности. - Ростов - н/Д., 1980; Ветошкина Т.А. Самореализация личности в творческой деятельности. - Свердловск, 1980; Шаталова Н.И. Самореализация личности как социальный феномен. - Свердловск, 1979 и др.). Однако в полной мере поставленная задача была реализована лишь в работах свердловских (уральских) и киевских (украинских) авторов. Методологическим основанием изучения проблемы самореализации личности в рамках этих научных школ стал деятельностный подход.
Свердловские авторы (Л.Н. Коган, Н.В. Кленова, H.H. Михайлов, A.B. Меренков, Е.Н. Петрова, М.Н. Руткевич и др.) разработали понятийный аппарат, методику и методологию исследований самореализации, раскрыли ее взаимосвязь с проблемами цели и смысла жизни личности, выявили некоторые социокультурные предпосылки саморазвития человека. С помощью осуществленного категориального анализа проблема самореализация личности получила статус философской проблемы. Киевские исследователи (И.Э. Бскешкина, М.А. Недашковская, Л.В. Сохань, В.А. Тихонович, В.И. Шинка-рук и др.) рассмотрели проблему самореализации личности в контексте теории жизнетворчества. В их работах самореализация личности была представ-