С о Д Е Р Ж А Н И Е
Введение 2
Раздел 1. Социальный потенциал села как
проблема социологической науки 13
Раздел 2. Интеллектуальный фактор развития
социального потенциала села 50
Раздел 3. Культура как фактор развития
социального потенциала села 86
Раздел 4. Нравственный фактор развития
социального потенциала села 116
Заключение 148
Литература 158
I
I
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена процессами трансформации нашего общества Рыночные отношения проникают в деревню, изменяют менталитет сельского жителя, его духовность, а вместе с ней и смысл существования, мотивы и стимулы трудовой деятельности. Сегодня происходит формирование новой сисгсмы потребностей, появляются новые возможности дня самореализации человека и его потенциала. Победительные мотивы трудовой деятельности, интенции человека, силы, энергия, потенциал в целом различны на каждом историческом этапе. Ломка старых жизненных порядков и устоев, создание новых общественных отношений создают благоприятные предпосылки для социального развития села на данном историческом этапе. Современное село отстает от города, менсс развито и болсс консервативно, но несмотря на это сегодня здесь с надеждой ждут последующих изменений и рассчитывают на них. Старое быстро уходит в прошлое, новое складывается в условиях борьбы со старым, протекает противоречиво, только зарождается и еще не нашло адекватного отражения в научных исследованиях. В связи с этим социальный потенциал села и духовные факторы, которые влияют на его формирование, представляют достаточно актуальную проблему современной общественной науки. Это относится, в первую очередь, к философии и социологии. Резкая ломка старых стереотипов и представлений изменяют духовную жизнь общества, заставляют не только "регистрировать” факты, как это часто делают социологи, изучая социальные явления. Необходимо осмыслить основы бытия, философские составляющие современной духовности, ее влияние на деятельность человека и сельского жителя в частности. Сегодня духовность особенно
12
значимого поведения или взаимоотношения индивидов, институтов и групп в обществе1".
Сегодня социологи пытаются связать цивилизацию, общество как
2 .г
целое с человеком как частью . 1акои подход является интегративным, в определенной степени нетрадиционным для социологии, поскольку синтезирует воедино разные способы изучения общества и человека, деятельность и поведение, общности и институты. С позиций этого подхода изучается не только поведение, как это было ранее, особенно в прикладной социологии Исследованию подлежит строение и структура общества, жизнедеятельность членов общества, их взаимодействие, поведение как человека, так и группы; развитие и жизнь общества в целом Если резюмировать это понимание, то можно сказать, что социология в качестве предмета имеет "изучение общества и социальных отношений3". Сегодня, пожалуй, все едины в том, что наше понимание социологии связано с обществом, его структурой и деятельностью человека в составе социальных общностей и культур. "Социология - область человеческой деятельности Что же касается самого конкретного исследования, то его предметом всегда является деятельность человека, область человеческих взаимоотношений, а в более общем плане экономическая, духовная, политическая сфера деятельности человека'". Такое понимание связано с традиционной ориентацией нашей социологии на изучение деятельности. На Западе берут шире, изучают поведение, а уже затем саму деятельность. Для нас важно то, что в содержание социологии входит область человеческих взаимоотношений. Фактически они составляют самостоятельный срез общественной жизни, входят в качестве
1 Иванов В. В Введение в методологию социологии. Казань, 1997. -С. 12.
2 См.: П Сорокин. Человек. Цивидиадци* Общество. Пер. с англ. М., 1992; П. Сорокин. Общедоступный учебник социологии Статьи ратных лет. М., Иа)*а, 1994. -С 13-14.
3 Н. Смслтср. Социологии Пер. с ант л М. : Феникс, 1994. -С. 14.
4 В. В. Пеанов. Введение в методологию социологии Казань, 1997. -С. 22.
13
социального. Социальное присутствует у всех школ и направлений, всех "отцов" - основоположников социологии. Однако, само содержание социального представляет проблему социологической науки как для зарубежной, так и для отечественной социологии. Западные социологи считают, что социология сосредоточилась на изучении социальных проблем и стала развиваться тогда, когда индустриализация и урбанизация стали сотрясать основы традиционного общества. Социальные проблемы стали проявляться как результат социальных изменений, которые отразились на взаимоотношениях людей. Это означает, что социология имеет дело с социальными отношениями, теми ситуациями, в которых люди приспосабливают свое поведение друг к другу. Следовательно, социология занимается изучением и социальных проблем, и социальных отношений' Сложность в том, что происходит смешение непосредственно социального с понятием общественного, общественных проблем Социальное понимается и как общественное, и непосредственно как социальное, бо.лсе узкое, связанное с взаимодействием, которое зависит от более общего, самого общества. Впервые со всей определенностью высказался Г. В. Осипов, который указал, что в русском языке социальное понимается в узком и широком значении. В широком значении оно используется как общественное. В узком - как одна из сфер жизни общества, которая является собственно социальной. На Западе, как отметил Г. В. Осипов, понятие общественного определяется термином социаталь (societal), которое происходит от слова общество (society). Термин социальный происходит от слова social . Чтобы избежать смешения в русском языке очень часто использовали понятие макросреды, которая охватывала вес общество в целом и микросреды, которая была связана с одним срезом жизни, взаимодействием людей и их деятельности
5 См.: The Study of Social Problaivs. Ed. by Eail Rubington and Martin WcinbcrdÄ N Y/Oxf, 1995 -P. 3.
6 См. Социологи*. М.: Мысль. 1990.
- Київ+380960830922