Ви є тут

Проблемы сохранения культуры казахского населения в полиэтничном провинциальном городе

Автор: 
Койше Кенесар Куанышевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2008
Артикул:
193336
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ 14
НАСЕЛЕНИЯ В ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ГОРОДЕ
1.1. Провинциальный город как объект социологического 14 исследования
1.2. Системный подход к исследованию культуры 29
1.3. Культура казахского населения: ретроспективный анализ 45
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЯЗЫКОВЫХ 57
ПРОЦЕССОВ В КУЛЬТУРЕ КАЗАХСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА
2.1. Разработка методики исследования культуры казахского 57
населения в провинциальном городе
2.2. Социокультурные процессы в жизнедеятельности казахского 77
населения в провинциальном городе: результаты социологических исследований
2.3. Влияние языковых факторов этнического самосознания на 102
развитие культуры казахского населения в провинциальном городе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 139
ПРИЛОЖЕНИЯ 157
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность темы диссертационного исследования обусловливается возрастающей межэтнической напряженностью в различных поселенческих структурах современной России. Возрастает она, с одной стороны, в связи с опасностями этнонигилизма, проявляющегося в забвении национальных корней, некритическом следовании идее о примате «общечеловеческих» ценностей, и этноцентризма, с другой стороны, заключающемся в следовании национальной исключительности и национального превосходства. Обе эти тенденции характерны для поселенческих структур, но с особой остротой проявляются в провинциальных городах России.
Сегодняшняя ситуация в России представляет собой сложный период во всех отношениях, в том числе и в отношении поиска форм «соседствования» различных этносов и наций на территории многонационального региона, каковым является Тюменская область. «Парад суверенизации», стремление самоидентифицироваться, т.е. почувствовать себя причастным к какой-либо группе, найдя в ней «похожие миры» стали следствием национальной политики советского периода, когда под лозунгом интернационализма осуществлялась практика ассимиляции. В противовес сказанному современная реальность все больше напоминает политику национальной изоляции, т.е. национальные группы консолидируются на уровне общественных и религиозных объединений, используя различные каналы для пропаганды и развития собственной культуры (органы государственной власти, систему образования, СМИ и др.). Э го относится и к представителям казахского этноса.
Тюменская область после распада СССР стала пограничной территорией России с Казахстаном. В последние годы социальная и политическая ситуация привела к появлению еще новой национальной и социально незащищенной
разнообразия во всех сферах их жизнедеятельности: различны масштабы и природные ресурсы территорий, их демографические характеристики, этнический состав, имеются особенности хозяйственного комплекса, социальной структуры, административного устройства. [151]
В целях исследования приведем некоторые положения концепции «центр-периферия» Ш'Эйзенштадта [196], имеющие; по мнению диссертанта, и социологический, и политологический контекст:
- центр представляет собой особое символическое и организационное образование; что выражается в извлечении ресурсов из периферии, стремлении центра к перестройке духовно-символических принципов периферии, в мобилизации периферии центром для своих целей;
- традиции социополитического и культурного порядка в центре существенно отличаются от аналогичных традиций на периферии;
- в политическом, аспекте центральные органы власти выступают по^ отношению к периферии как самодостаточные очаги социополитического порядка, контролируют функционирование местных политических элит;
- центр автономен, отделен от социальных структур периферии, реализует свои критерии формирования политических институтов и отбора кадров;
- отношения центра и периферии построены таким, образом, что они обеспечивают проникновение центра в периферию и одновременно, поддерживают слабое воздействие периферии на центр;
имеет место социальная и культурная закрытость и< самодостаточность периферии, ее изолированность;
- центр оказывает свое влияние на периферию с помощью средств массовой коммуникации, поддерживающих символику «коллективной идентичности» и призванных формировать коллективные цели. Заметны культурные различия между центром и периферией;
16
- доступ к центру обеспечен преимущественно тем-- группам периферийного-населения, которые имеют отношение к свободным ресурсам;
- в центре и на периферии из-за неразвитости у последней чувства: принадлежности к определяемому центром социальному и политическому макропорядку, неодинаково течение социального времени.
Как. видно из приведенного перечня, многие идеи, составляющие суть-концепции «центр - периферия» Ш.Эйзенштадта, актуальны для анализа внутриполитических и социальных проблем, стран, расположенных на больших территориях, этнически и конфессионально мозаичных, где исторически сложился разрыв между центральной частью этих стран и их окраинами, хотя требуют уточнений, соответствующих «времени и пространству». [193];
Концепция «центр - периферия» Э.Шилза заслуживает особого внимания социологов в связи с тем, что -она; по-мнению диссертанта, может использоваться, не только для интерпретации, взаимоотношений« различных-государств, репрезентируемых в качестве центра или периферии, но и для-изучения внутренних социотерриториальных проблем отдельной страны. [192];
Не только мировая экономика,, но и всякое общество, как отмечал
Э.Шилз, «может быть представлено как центр и периферия. Центр состоит из тех институтов (и< ролей), которые осуществляют власть, будь то власть экономическая;, правительственная;, политическая, военная или культурная (в области религии, литературы, образования), периферия же состоит из. таких слоев? или секторов^ общества, которые воспринимают распоряжения и убеждения, вырабатываемые и. назначаемые к распространению помимо них. Периферия охватывает обширную- сферу вокруг центра.. Одни секторы общества более периферийны, другие - менее. Чем периферийнее их положение, тем менее они влиятельны, менее созидательны, менее проникнуты культурой, исходящей из центра и более опосредована власть центральной институциональной системы». [192] Эти положения не потеряли
17