2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................3
1. Теоретико-методологические проблемы изучения конфессиональной идентичности................................................18
2. Роль социальных институтов в становлении конфессиональной идентичности................................................51
3. Становление конфессиональной идентичности учащихся мусульманских учебных заведений...........................................81
4. Конфессиональная идентичность мусульманской молодежи как фактор формирования установок толерантности.......................113
Заключение..........................................................142
Список литературы...................................................147
Приложение 1...................................................... 163
Приложение 2........................................................172
Приложение 3........................................................187
Приложение 4........................................................197
Приложение 5........................................................211
Приложение 6........................................................218
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Актуальность исследования конфессиональной идентичности определяется возросшей ролыо религии в современном российском обществе. Проведенные в Российской Федерации в целом, и Республике Татарстан — в частности, исследования показывают рост религиозности среди населения: «Особенностью жизни постсоветского общества в последнее время стало значительное увеличение числа верующих, а также рост симпатий к религии»1.
В научной литературе и массовом сознании понятия «религия» и «конфессия» часто употребляются как синонимы. Также взаимозаменяемы во многих научных исследованиях понятия «религиозная идентичность» и «конфессиональная идентичность». Однако, это не совсем корректно. «Конфессия» происходит от латинского «confessio» - «вероисповедание», т. е. это исповедование какой-то конкретной религии; «религия» (ге^аге) переводи тся с латинского как «связывать», т. е. отношение связи человека с невидимым миром, воплощение которой каждое вероисповедание определяет по-разному. В зависимости от вероучения, люди, принадлежащие к разным конфессиям, должны придерживаться различных обрядов, ритуалов, догм, т. е. следовать различным социальным и религиозным практикам.
Многочисленные социологические исследования фиксируют противоречия, которые нельзя объяснить, если считать понятия «религиозная идентичность» и «конфессиональная идентичность» синонимами; называют себя верующими около 70% респондентов, а посещают религиозные учреждения, осуществляют религиозные практики чуть более 10%“.
Разрешить это противоречие можно в том случае, если развести понятия «религиозная идентичность» и «конфессиональная идентичность», поэтому
1 Миронов А. В., Бабинов Ю. Л. Основы религиоведения. Эволюция религиоведения в современном мире // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - № 2. - С. 96.
2 См.: Свобода. Неравенство. Братство. Социологический портрет современной России. - М.: «Российская газета», 2007. - С. 150.
1
20
Мусульманскую религию часто обвиняют в агрессивности, пособничестве терроризму, поскольку самые крупные теракты последних лет совершались либо в мусульманских странах, либо представителями мусульманской конфессии. Однако, в тексте Корана - священного писания мусульман — нет прямых призывов к убийству. Дело в трактовке и интерпретации текстов, т. е. в наполнении новыми смыслами, за что, как правило, отвечают служители культа. Сейчас, как и в иные времена, происходит борьба за новые смыслы — в старые религиозные тексты, направленные на утверждение добра и справедливости, вкладываются смыслы превосходства одной религии над другой, которых не было в них изначально.
Вслед за психологами к исследованию феномена идентичности обратились социологи. И. Гофман исследовал процесс становления идентичности во время социального взаимодействия, встреч «лицом-к-лицу», т. е. в повседневной жизни. Доказывается непрерывность формирования и исчезновения идентичностей в связи с изменениями, происходящими в жизни человека. И. Гофман предложил две формы идентификации. «Один человек может охарактеризовать другого благодаря способности прямо наблюдать и слышать этого другого. Такая характеристика организована вокруг двух фундаментальных форм идентификации: категориальной формы, требующей размещение этого другого в одной социальной категории (или более), и индивидуальной формы, посредством которой наблюдаемый субъект идентифицируется как уникальная, отличающаяся от всех других личность по наружности, тону голоса, звучанию имени или другим персональноотличительным признакам. Эта двойная возможность - категориальной и индивидуальной идентификации - необходима для осуществления
77
взаимодействия во всех сообществах»“ .
Социология повседневной жизни И. Гофмана показала значимость личных контактов «лицом-к-лицу» для становления личности - именно этот
Гофман И. Порядок взаимодействия // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. - М.: Книжный дом «Университет», 2002. - Ч. 2 - С. 68.
21
прием используют для привлечения людей во все возможные религиозные общины. Даже торговля все больше переходит на личные продажи, превращая безличных продавцов в личных консультантов. Субъективный фактор оказывает все большее влияние на объективные явления.
Э. Гидденс в теории структурации соединил объективно существующие социальные структуры, социальные отношения, социальные институты с активной позицией действующего субъекта. Как считал Э. Гидденс, важной задачей социальной теории стало объединение интерпретирующей социологии, в которой постулируется первенство субъекта, а понятие «смысла» человеческого действия является основным при объяснении поведения индивида, и концепции структурного функционализма, который придавал социальным институтам доминирующее значение при взаимодействии индивидов. Церковь и религия в структурном функционализме рассматриваются как институты социализации, воспитывающие высокие нравственные качества. Общество совершенно не было готово к тому, что во второй половине XX века они внесут дисфункцию, приведут к многочисленным межрелигиозным конфликтам, жертвам среди мирного населения.
Основные положения теории структурации Э. Гидденса сводятся к следующим базовым принципам:
1) общество создано активной деятельностью субъектов, рефлексивной по своей природе: «Не сотворенное никем в отдельности, общество производится и воспроизводится участниками социального события. Производство общества - суть умелое конструирование, обеспечиваемое и реализуемое человеческими существами. Оно возможно лишь потому, что каждый член общества является практикующим социальным теоретиком: осуществляя всякого рода
взаимодействия, он обычно обращается к своим знаниям и теориям; и именно
- Київ+380960830922