Ви є тут

Роль богемы в духовной жизни общества : на примере провинциального города

Автор: 
Гузенина Светлана Валерьевна
Тип роботи: 
на примере провинциального города
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
209
Артикул:
193329
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................. 3
Глава I. ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ И АТРИБУТОВ БОГЕМЫ............. \j
§ I. Качественные особенности и методологические требования
к базовой общетеоретической модели богемы................... jy
§2. Богема в духовной жизни общества: проблемы
историко-социологического анализа........................... ^2
Глава II. РОССИЙСКАЯ БОГЕМА: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ.............................................. 95
§ I. Российская богема как объект социологического исследования 95
§ 2. Особенности эмпирического изучения провинциальной
богемы..................................................... 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................. 177
ЛИТЕРАТУРА............................................. 182
ПРИЛОЖЕНИЯ
202
3
ВВЕДЕННЕ
Актуальность исследования. Существование богемы всегда было одним из атрибутов общественной жизни; причем воспроизводство такого атрибута, показывающее весьма специфические морфемы человеческого общежития, было столь же очевидным, сколько и малоисследованным.
Проблемы духовной жизни богемы, ее влияния на движение социальной структуры, динамика самого кадрового состава богемы как странного, но довольно точного индикатора состояния общественного сознания, долгое время находились как бы на периферии социологической мысли и гуманитарной науки в целом.
Однако многие глобальные события последнего времени, возникшие первоначально далеко не из самых масштабных явлений социальной жизни, показывают заметную недооцененность методологической глубины исследований современной богемы. Классическими примерами такого саморазвертывания потенциала первоначально скромных по численности социальных групп являются, видимо, движенияе Неприсоединения, движение борьбы за гражданские права во главе с М.Кингом, декабристское движение в России, судьба «Заговора равных» на финише Великой французской революции, сценарии толстовских коммун в дореволюционной России и др.
Выделим ряд очевидных факторов, определяющих растущую актуальность гуманитарных исследований богемы именно в современной общественной жизни.
Во-первых, это очевидное углубление обратной связи, обратного влияния общественной идеологии и психологии на движение политики и экономики; заметная же роль духовных ценностей богемы как своеобразного эталона («положительного» или «отрицательного»),
19
изготовлению скоб для сшивания коробок из гофрокартона. С горькой иронией журналист из Владивостока отмечает: «... у нас тоже есть своя «Богема» - типовая - рядовая парикмахерская в одном из спальных районов нашего туманного града»20.
Действительно, одно из наименее разработанных направлений изучения социальной структуры современного общества - исследование диалектики бытия богемы. Феномен богемы до сих пор четко не определен в гуманитарной науке, отсутствует его толкование и в фундаментальных словарях и справочниках (таких, как БСЭ и Словарь Брокгауза и Ефрона, Российская социологическая энциклопедия). Попытки определить богему варьируются ог «цыганщины» и «артистической
О 1
среды», «образа свободной, независимой жизни» , до «интеллигентного пролетариата»22.
Словарь С.Ожегова дает два значения термина:
1. «не имеющие устойчивого обеспечения интеллигенты»;
2. «такой образ жизни, быт, среда таких людей»23.
Словарь общественных наук дает определение богемы как «характеристики среды художественной интеллигенции, для которой
2 А
свойственен беспечный, беспорядочный образ жизни» .
По данной проблематике автор не встретил ни одной серьезной социологической работы или научной статьи, кроме небольшой статьи В. Фриче в Литературной энциклопедии, изданной в 30-е годы XX века,
20 Бушуева Н. Богемская рапсодия.-2002.-[ Электронный ресурс ].-Режим доступа: ЬНр:// dvmusic.ru /&о.р11р?Нпк=11Др:/Лгап5!а1е.зоо^е.соп1/1гап$1а1с?и
21 Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т.Т. 1 .-СП6..2000.-С.719.
22 Фриче В. Богема // Литературная энциклопедия: В 11 т. Т. 1.-М., 1930.- Сто. 532-535.
23Словарь русского языка. Ок.531)ООслов /Под общ. ред. проф. Л.И.Скворцова.- М.,2008.-
1200c.-C.65.
2,1 Словарь общественных наук/авторы-составители: Подольская Е.А., Погорелый Д.Е.. -Ростов н/Д.-2006.-с.49.
20
написанной в духе сталинского времени и указанной в ней же статьи М. Рейснера25.
Автор признает, что, в последнее время, появился ряд мемуаров, воспоминаний, романов, а также околонаучных публикаций, затрагивающих жизнь богемы прямым или косвенным образом 26, но ни одна из приведенных в авторском перечне работ не может претендовать на социологическое исследование с выделением структуры, функций богемы или внятно обозначающих ее место и роль в общественной системе. Так, книга О. Аронсона27 никакой ясности в понимание роли (структуры, характеристик) богемы в обществе не вносит. Автор книги ограничивается описанием богемы и туманными, не вполне
обоснованными утверждениями, например, о том, что богема существует
^ 28
лишь в настоящем, что «у нее нет приоритетов и ценностей в истории» , а так же определяет богему как «уровень аффективных связей, которые не получают своего документального закрепления и относятся, скорее, к сфере общих неартикупируемых желаний, верований, воспоминаний»29.
Позиция не совсем ясна, так как, во-первых, богемные объединения часто писали Декларации или Уставы (ваганты, ОБЭРИУТЫ, имажинисты, футуристы, богема кафе «Бродячая собака» и пр.), а во-вторых, свои желания они явно выражали своей совместной творческой деятельностью.
Автор данной работы вполне солидарен с О. Аронсоном в отношении того, что богема всегда содержит «постоянно сохраняющийся, пусть даже слабый вызов» и «не имеет определенных границ», однако совсем не согласен с тезисом о том, что «богема всегда разобщена». Более
25 Рейснер М.Богема и культурная революция // Печать и революция.-М.,1928.-Х25.
26 Иішев Р. Богема: Роман.- М.: Вагриус, 2007; Тихвинская Л.И. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века: Кабаре и театры миниатюр в России. 1908-1917.-М,2005.
27 Аронсон О. Богема: опыт сообщества. Наброски к философии асоциальности.- М.,
2002..
28 Там же.
20 Там же.