Ви є тут

Роль средств массовой информации в формировании ценностных ориентаций современной российской молодежи

Автор: 
Петченко Татьяна Сергеевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
156
Артикул:
193412
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ.........................................................3
ГЛАВА I. Теоретические и методологические основания исследования ценностных ориентаций молодежи..................................14
1.1.Молодежь как социокультурная общность.......................14
1.2.Ценностные ориентации: конкретизация понятия................33
ГЗ.Средства массовой информации как специфическая среда формирования ценностных ориентаций молодежи.....................47
ГЛАВА II. Средства массовой информации как фактор формирования
ценностных ориентаций молодежи..................................76
2.1 Значение современных средств массовой информации в формировании ценностных ориентаций молодежи (в оценке молодежи).......................................................76
2.2. Динамика ценностных ориентаций современной российской молодежи под влиянием средств массовой
информации......................................................97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................124
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.......................................129
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы исследования. В современном российском обществе наряду с экономическими, национальными, нравственноидеологическими проблемами весьма актуальной является проблема ценностных ориентаций - и в плане исследования общества в целом, и при анализе общественного сознания, в частности. Поскольку современная молодежь как один из наиболее мобильных слоев общества является участником социальных, политических и культурных процессов, то особую актуальность приобретают исследования ее ценностных ориентаций, потребностей и жизненных идеалов. Говорить о молодежи как о целостной социокультурной общности с одинаковым взглядом на мир, общество и его проблемы сегодня не приходится. Изучение ценностных ориентаций различных возрастных групп молодежи позволяет выявить степень их адаптации к новым социальным условиям, зафиксировать характерные черты каждой из них.
В условиях современного информационного общества развитие медиасистемы идет стремительными темпами. Многообразие видов СМИ, новые технологии в области массовых коммуникаций усиливают их влияние, способствуют проникновению во все сферы жизни социума. Следовательно, актуальность диссертационной проблематики определяется необходимостью выявления степени воздействия СМИ на разные возрастные группы молодежи и становление их ценностных ориентаций. Сегодня коммерциализация средств массовой информации приводит к преобладанию на телеэкранах и страницах периодической печати негативной информации и рекламы. В то же время существуют общеобразовательные программы, помогающие молодежи расширить свой кругозор, продолжают выходить и молодежные издания, публикующие материалы на животрепещущие для молодого поколения проблемы. В этих условиях необходимо понять, какие ценностные ориентации у молодежи формируют разные виды современных средств массовой
14
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ
1.1. Молодежь как социокультурная общность
В современном научном мире молодежь является одной из самых изучаемых возрастных категорией населения. И это не случайно. Как особая социально-демографическая группа молодежь наиболее динамичная часть общества, которая характеризуется специфической ролью и местом в системе общественного воспроизводства. Как социальная группа молодежь имеет социальные номинации, т.е. социальные обозначения, наименования, фиксирующие ее социально-типичные характеристики и социальный статус.
Молодежь - важный субъект социальных перемен, это та инновационная сила, которая является зачинателем любых изменений в обществе. Молодое поколение смотрит на конфликты современного общества как бы извне.
Как справедливо отмечает К. Манхейм: «Молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность... Особая функция молодежи состоит в том, что она - оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам»1.
«Российская молодежь представляет собой социальную группу численностью примерно 32 миллиона человек. Это достаточно разнородная и аморфная возрастная группа, основанная на биологических и социальных специфических признаках»2.
1 Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М, 1994. - С.441.
2 Ваниянц Д.Ю. Социокультурные ценности современной российской молодежи.: Дисс... канд. социол. наук. Ставрополь, 2001. - С.80.
15
В энциклопедическом словаре «Российская цивилизация» отмечено, что «численность молодежи от 14 до 30 лет - 34.665.826 человек, что составляет 26,7% от населения (данные по состоянию на 01.01.1999)»1.
Существует множество различных определений понятия «молодежь». В Российской социологической энциклопедии дается следующая трактовка: «молодежь» - «это большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в стадии становления, формирования. К молодежи обычно относят (в статистике, в социологии) людей в возрасте 16-30 лет» .
Один из основателей советской школы социологии молодежи В.Т. Лисовский определяет молодежь как «социально-возрастную группу, находящуюся в процессе профессионального и социального становления». Он предлагает условно «принять за нижнюю границу 15-18 лет - срок окончания средней школы, а за верхнюю - 30 лет - период окончательного включения в социально-профессиональную структуру общества»3.
Ученые и исследователи молодежи выделяют возраст как один из основных признаков, характеризующих данную группу населения. Возрастная стратификация отражает не только хронологический возраст человека, но и его общественное положение, социальный статус, диапазон социальных ролей и т.д. Она включает также систему связанных с возрастом социальнопсихологических ожиданий и санкций. Хронологические рамки и содержательные признаки созревания и развития человека от детства к взрослости в процессе развития общественных отношений изменяются. Примером тому может служить «снижение «нижней» границы юношеского возраста до 14 лет, что связано с такими обстоятельствами, как ускорение
1 Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь / Ред. кол.: Мчедлов М.П. и др - М.: Республика, 2001. - С.214.
2 Молодежь // Российская социологическая энциклопедия. - М., 1998. - С.297.
3 Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб., 2000. -С. 19.