Ви є тут

Социокультурное взаимодействие в средствах массовой информации : Социологический анализ

Автор: 
Чиликина Лариса Зорабовна
Тип роботи: 
Социологический анализ
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
157
Артикул:
193639
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
2
ВВЕДЕНИЕ ...............................................3
Глава 1. ДЕЯ'ГЕЛЬНОСТЬ СМИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ...................................... 13
1.1. Модели массовой коммуникации и проблемы эффективности СМИ.........................................................14
1.2. СМИ и духовный мир человека...................... 33
1.3. Аудитория СМИ.....................................50
Глава 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СМИ И АУДИТОРИИ ................74
2.1. Журналистская деятельность: сущность, содержание
и формы.....................................................75
2.2. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации................................................96
2.3. Информационные потребности аудитории и их социальная обусловленность............................................112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................138
ЛИТЕРАТУРА............................................144
3
Введение
Актуальность темы исследования. Информационная революция в обществе, развиваясь стремительными темпами, обусловила тотальность информационного воздействия на все сферы социального бытия. Деятельность особого института - средств массовой информации - в течение XX и с наступлением XXI века приобрела повышенную значимость в силу естественно происходившей узурпации социальной власти в информационной сфере.
Деятельность СМИ стала выполнять социально-шггегрирующую функцию, придавая смысловую связность бытию людей и микросоциальных групп, входящих в более крупные (в том числе национальные) общности. Каналы массовой информации, как показало десятилетие постсоветского социально-политического развития России, превратились не в «рупор» партий, а в квази-партии, создавая центры идеологического притяжения и объединяя людей вокруг определенных идей и способов интерпретации социальной реальности.
Развитие массовой визуальной телекоммуникации усилило влияние СМИ на формирование ценностей, смыслов, образов мира, которые возникают и транслируются людьми при помощи и посредством, а нередко и при информационном давлении или манипулировании со стороны СМИ.
Превратившись в какой-то мере в заложника средств массовой информации, этой новой социальной тотальности, общество тем не менее не стало абсолютной жертвой, пассивным реципиентом информационного воздействия. Сохраняя свою социальную автономию от СМИ, оно дифференцировалось на социокультурной основе, трансформировалось в аудитории различных средств, каналов и конкретных программ массовой информации. В социальном диалоге такого комплементарного характера,
14
сущности воздействия массовой коммуникации выдвигает на первый план вопрос о том, каким образом протекает процесс сопоставления ценностных ориентаций личности с ценностным содержавшем воспринимаемой информации. Эта проблема приобретает особое значение в современных условиях, когда в обществе идет процесс коренного пересмотра сложившихся ценностей, и от деятельности СМК в значительной степени зависит формирование нового видения социальной действительности. В этой связи необходимым является рассмотрение проблемы восприятия сообщений массовой коммуникации с точки зрения тех ценностей, с которыми различные социальные группы вступают в это общение.
Глубокое исследование проблемы эффективности деятельности массовой коммуникации в рамках различных социологических направлений как в нашей стране (Б.А.Грушин, Т.МДридзе, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев, Н.А.Рубакин, Т.Н.Ушакова, Ю.А.Шерковин и др.), так и за рубежом (Е.ВеШп^аив, С.Ноу1ап(1, Е.Ка&, Н.КеПеу, Н.Ке1шап, в.МШег,
0.\Уеипапп и др.) уже дало свой результат: получено много интересных данных, позволяющих глубже проникнуть в природу изучаемого явления. Однако что касается изучения социально-психологических характеристик аудитории, то исследователи, как правило, игнорируют влияние такого важнейшего фактора, как информационные потребности и ценностные ориентации личности, и это нуждается уже не столько в констатации, сколько в практическом изучении его конкретных механизмов.
11 Модели массовой коммуникации и проблемы эффективности СМИ
Модель массовой коммуникации, как и любая абстракция, является упрощением, схематически воспроизводящим лишь наиболее
15
существенные черты и внутренние связи реально действующего механизма. Потребность упрощенного осмысления может быть продиктована разными целями и в зависимости от этого создаются различные модели, которые сохраняют подобие с оригиналом только в определенном аспекте, игнорируя влияние многих других возмущающих влияний, связей и отношений.
Специфика каждой конкретной модели обусловлена принадлежностью ее автора к той или иной научной школе, его взглядами и интересами. В исследования коммуникации вовлечены специалисты самого разного профиля: из области психологии, социологии,
антропологии, политических наук, экономики, лингвистики, образования, математики, инжиниринга1. В соответствии с задачами, возникающими в рамках конкретной дисциплины, возникает необходимость моделировать определенные, специфичные для предмета данной науки стороны процесса массовой коммуникации.
Но и в рамках одной науки могут возникать разные задачи. И для конкретных целей может ставиться задача построения модели, либо объединяющей различные типы коммуникации, либо подчеркивающей своеобразие одного го них, связанного, например, с определенным стремлением коммуникатора: информировать реципиента, развлечь,
научить, убедить, повлиять на него (и со стремлением реципиента понять, узнать информацию, научиться чему-либо, развлечься, принять решение).
Некоторые модели строятся для определенных средств массовой информации, есть попытки моделирования процесса распространения конкретных видов информации, например - циркуляции слухов, но большинство претендует на всеобщий характер. Естественно, что чем
1 Schramm W., D.F. Roberts (eds). The Process and Effects of Mass Communications. Univ. of Iliinoise Press, 1974, стр. 6