Ви є тут

Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества

Автор: 
Монастырская Татьяна Игоревна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000260453
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................................3
Глава 1. Девиантное поведение как феномен духовной жизни общества... 20
1.1. Основные подходы к определению девиантного поведения
в философских и социологических теориях: критический анализ.... 20
1.2. Нормы поведения и ценностные ориентации..........................40
1.3. Девиантное поведение как следствие дефицитарного развития личности..............................................................55
Глава 2. Социальная обусловленность и динамика проявления девиантного поведения российской студенческой молодежи 90-х гг 69
2.1. Студенческая молодежь как специфическая социальная группа. 69
2.2. Социальная детерминация девиантности и формы ее
проявления.......................................................82
2.3. Патогенность девиантного поведения молодежи для духовной жизни общества..................................................103
Глава 3. Социальный контроль и социальная коррекция девиантного поведения............................................................122
3.1. Социальный контроль над девиантным поведением в современных условиях........................................... 122
3.2. Качество образования и образовательной среды как условие профилактики и коррекции девиантного поведения учащейся и студенческой молодежи.......................................... 145
3.3. Интерактивная технология социальной коррекции факторов риска девиантного поведения...........................................166
Заключение........................................................... 180
Библиографический список использованной литературы.................. 183
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Характерной особенностью переживаемого Россией периода является стремительная ломка стереотипов, ценностей в различных сферах жизнедеятельности общества. Происходит пересмотр господствовавших в доперестроечный период системы ценностей, установок, норм и форм поведения. Действовавшие до сих пор механизмы адаптации человека к условиям жизни в обществе разрушаются, нередко накопленный личностью социальный опыт обесценивается. Это в свою очередь детерминирует неадаптивное, дефицитарное развитие личности, возникновение состояний фрустрации.
Резкая дифференциация общества, вызванная кризисным состоянием экономики, спадом производства, падением жизненного уровня большей части населения, в том числе молодежи, привела к тому, что молодежь как социальная группа по образу жизни все более вытесняется в маргинальный слой. Ситуация неопределенности, нестабильности не может являться благоприятной для молодежи в плане формирования ее социальных функций. Существующие экономические, социально-политические условия формируют потребности, систему ценностей, интересы молодежи, в том числе и разрушительные, негативные. В жизнедеятельности и поведении молодежи все больше проявляются девиации.
Девиантное поведение молодежи 90-х гг., его растущий масштаб, оказывают разрушающее влияние не только на процесс формирования личности, но и на уровень развития духовной жизни общества - самой богатой по своим проявлениям сферы сознания.
Проблема девиантного поведения является междисциплинарной, изучается различными науками: медициной, психологией, педагогикой,
социологией, философией. Особую актуальность представляет рассмотрение этих проблем с точки зрения философско-социологических подходов. Реализация данных подходов позволит на теоретическом уровне проанализировать систему детерминации девиантного поведения российской
19
коррекции девиантного поведения, в том числе социально-психологических тренингов.
Апробация работы. Результаты данного исследования, а также отдельные его положения представлены в научных публикациях автора. Материалы исследования докладывались на международных конференциях в Новосибирске в 1998, 1999 гг. (“Качество образования”), Международном конгрессе в Новосибирске в 1995 г. (“Education and Science on the Threshold of the Third Millennium”), Республиканской конференции в Новочеркасске в 1990 г. (“Проблемы гуманитаризации высшего технического образования в условиях перестройки”), Всесоюзной научно- методической конференции в Риге в 1988 г. (“Педагогические и психологические аспекты компьютеризации образования”), ряде вузовских конференций; обсуждались на кафедре философии Новосибирского государственного технического университета.
По теме исследования были прочитаны лекции в рамках учетных дисциплин “Педагогика и психология”, “Психология общения ” и др. в Сибирском независимом университете, Новом сибирском университете, Новосибирском государственном архитектурно - строительном университете.
Внедрение результатов исследования. На основе интерактивной технологии профилактики факторов риска девиантного поведения разработаны и проведены социально - психологические тренинги в Институте психологии личности (г. Новосибирск) и прочитан курс «Социология личности» на факультете социальной работы Колледжа психологии Института психологии личности.
20
Глава 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1.1. Основные подходы к определению девиантного поведения в философских и социологических теориях: критический анализ
В философской и социологической литературе по методологическим основаниям девиантности (от лат. (1еу1апе - отклонение) при всей разновидности точек зрения на данную проблему можно выделить довольно устойчивую совокупность основных подходов. В теориях девиантности выделяются позитивистский, интеракционистский и структурный подходы как сложившиеся и концептуально оформленные парадигмы [1].
Рассмотрим исторически сложившиеся тенденции определения девиантности. Первая из них связана со стремлением к достижению некоего абсолютного определения и с представлениями о существовании определенных форм поведения, рассматриваемых как девиантные вне зависимости от контекста, в котором они наблюдаются. Отыскать такие образцы поведения достаточно сложно. Например, убийство человека - с первого взгляда универсально девиантный акт - в определенных обществах может полностью согласовываться с культурными предписаниями.
Обращению к другой, так называемой релятивистской, тенденции определения девиантности способствовали исследования полоролевой социализации в различных культурах, а также исторические исследования стереотипов сексуального поведения, поставившие важные вопросы о существовании (или отсутствии) универсальных правил человеческого поведения, относительно которых могут определяться девиантные действия.
Релятивистская тенденция определения девиантности предполагает тщательную выработку стандартов, по отношению к которым определенные действия и поведение могут быть квалифицированы как девиантные. Возможны, в свою очередь, два варианта реализации данного подхода. В