Ви є тут

Гендерные стереотипы на рынке труда : На примере монопрофильного города

Автор: 
Сокольская Валерия Валерьевна
Тип роботи: 
На примере монопрофильного города
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
198
Артикул:
193628
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................3
Глава 1. Теоретические основы изучения гендерных стереотипов...................12
1.1 Теоретико-методологические подходы к исследованию гендерных
стереотипов на рынке труда.....................................................12
1.2 Гендерная экспертиза российского трудового законодательства................69
Глава 2. Содержание и выявление специфики гендерных стереотипов на рынке труда монопрофильного города.........................................................98
2.1. Социально-экономические проблемы занятости российских женщин и гендерные стереотипы на рынке труда в переходной экономике...............................98
2.2. Влияние гендерных стереотипов на рынок труда монопрофильного
города........................................................................126
2.3. Перспективы изменения гендерных стереотипов на рынке труда...............150
Заключение....................................................................161
Библиографии..................................................................165
Введение
3
XX столетие представляет значительный интерес для гендерного анализа занятости женщин на рынке труда в связи с тем, что именно в XX веке женщина стремительно вышла за рамки частной семейной среды, органично вписавшись в трудовую и общественную жизнь, а достигнутые ею автономия и независимость повлияли на сущность отношений «мужчина-женщина» в обществе. Указанное явление получило название «революции, единственно победившей в этом столетии»1, которая прошла по всем странам и континентам.
В числе первых на этот непростой путь преобразований в сфере занятости вступили русские женщины. Несмотря на то, что рост численности работающих женщин в России продолжался непрерывно в течение ста лет - вплоть до 1987 года, «светлый путь» россиянок в сферу груда был достаточно тернистым. Каждое новое десятилетие XX века рождало новые проблемы женской занятости. Последнее же десятилетие ушедшего столетия вообще прервало «триумфальное шествие» женщин в сфере труда, поскольку тенденция роста женской занятости сменилась на противоположную, выявив тем самым неоднозначность и конфликтность столь сложного социально-экономического процесса. Стало ясно, что повышение экономической активности женщин, не подкрепленное законодательной базой и развитием социальной сферы, затрудняет решение, гак называемого, «женского вопроса» и ведет к возникновению очередных конфликтов. Своеобразие современного этапа развития всего российского общества, динамизм социальных процессов, обострение социальных противоречий не могли не отразиться на отношениях между иолами и детерминировали интерес к гендерной проблематике.
1 Бебель Л. XX век - век женщины? Женщина и культура. М.: ИЦ НЖФ, 1997, с. 62 - 67.
18
поскольку исследователь заведомо исходит из посылки об их различии. Если же различий не обнаруживается, то делается заключение, что пол/гендер на данную переменную не влияет, хотя подобная констатация и не нарушает общего убеждения в том, что мужчины и женщины коренным образом отличаются друг от друга. Примером такого рода изучения можно считать традиционные демографические исследования, когда, например, отдельно высчитывается продолжительность жизни женщин и мужчин, а йогом эти факторы просто сравниваются, но не анализируются причины разницы этой продолжительности жизни.
К основным теориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках, как на Западе, так и в России, относят следующие:
1. Теория интерпретации гендера как культурной метафоры.
2. Понимание гендера как стратификационной категории, связанной с другими стратификационными категориями.
3. Теория социального конструирования гендера.
Рассмотрим эти теории поподробнее.
1. Гендер как культурная метафора в философских и постмодернистских концепциях.
Помимо биологического и социального в анализе проблемы пола феминистски ориентированные исследователи обнаружили и третий, символический, или собственно культурный аспект. Мужское и женское на онтологическом и гносеологическом уровнях существуют как элементы культурно-символических рядов:
Мужское - рациональное - духовное - божественное - культурное; Женское - чувственное - телесное - греховное - природное.
В отличие от биологического аспекта пола, в двух других его пластах -социальном и культурно-символическом - содержатся неявные ценностные ориентации и установки, сформированные таким образом, что все, определяемое как «мужское» или отождествляемое с ним, считается позитивным, значимым и доминирующим, а определяемое как «женское» -
19
негативным, вторичным и субординируемым. Это проявляется не только в том, что собственно мужчина и мужские предикаты являются доминирующими в обществе. Многие не связанные с иолом феномены и понятия (природа и культура, чувственность и рациональность, божественное и земное) через существующий культурно-символический ряд отождествляются с «мужским» или «женским». Таким образом, создается иерархия, соподчинение внутри этих, внеполовых пар понятий.
При этом многие явления и понятия приобретают «половую» или гендерную окраску. Для обозначения культурно-символического смысла «женского» и «мужского» феминистские теоретики обычно используют термины «феминный» и «маскулинный» соответственно.
Вместе с тем, вс гроенность мужского и женского как онтологических начал в систему других базовых категорий трансформирует и их собственный, первоначально природно-биологический смысл. Пол становится культурной метафорой, которая, как отмечает Э. Фи, «...передает отношения между духом и природой. Дух - мужчина, природа - женщина, а познание возникло как некий афессивный акт обладания; пассивная природа подвергается вопрошанию, раскрытию, человек проникает в ее глубины и подчиняет себе. Приравнивание человека - познающему духу в его мужском воплощении, а природы - женщине с ее подчиненным положением, было и остается непрерывной темой западной культуры».12
Оказывается, что метафора пола играет роль кулыурно-формирующего фактора. Иными словами, гендерная асимметрия является одним из основных факторов формирования традиционной западной культуры, понимаемой как система производства знания о мире.
Понятие гендера обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс конструирование обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат -
2 Fee Е. Critiques of Modem Science: the Relationship of Feminism to Other Radical Epistemologies// Feminist Approaches to Science, p. 44.