СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................3
ГЛАВА 1. МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ АРХЕТИПИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ЕГО ИЗУЧЕНИИ.........................14
1.1 Проблема изучения массового сознания в социологической науке..........................................................14
1.2 Иррациональное начало в массовом сознании современного общества и проявление его аспектов как архетипических символов в современных рекламных и рг-технологиях.........................39
1.3 Исследование архетипического аспекта массового сознания в рамках современного постнеклассического социологического подхода......78
ГЛАВА 2. АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ РОССИЯН.................................102
2.1 Архетипические уровни массового сознания в дискурсе универсумной парадигмы ....................................................105
2.2 Воздействие архетипической составляющей современной рекламы на общественное сознание.....................................122
2.3 Образ политического лидера в массовом сознании россиян....136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................150
ЛИТЕРАТУРА...................................................157
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Феномен массового сознания играет значительную роль в истории с XIX - начала XX вв. С действием феномена массового сознания многие философы, социологи, психологи, культурологи связывают такие негативные социальные процессы как мировые и локальные войны, тоталитарные режимы, утрата социальной целостности, потеря ценностных ориентиров в обществе.
Развитие средств массовой коммуникации в индустриальном и постиндустриальном обществе приводит к масштабному распространению массового сознания в качественно новых формах. Можно говорить о проявлении свойств массового сознания не только в рамках отдельных массовых акций, но и в более широких масштабах в сознании современного человека как объекта и субъекта производства, потребления, социального управления, т. е. в функционировании всех сфер общества. Негативной стороной данного процесса является формирование общества массового потребления, вытеснение общечеловеческих культурных ценностей образцами массовой культуры, развитие технологий манипулирования массовым сознанием.
Многие исследователи выделяют присутствие элементов архаического, мифологического мышления в качестве одной из основных характеристик массового сознания. В связи с этим необходимость полного и адекватного понимания и прогнозирования социальных явлений предполагает обращение внимания социологической науки на иррациональные социальные процессы и роль бессознательного в феноменах как коллективного, так и индивидуального сознания.
Получившие широкое распространение технологии рекламы и паблик рилейшнз активно обращаются к структурам коллективного бессознательного. Это усиливает их воздействие на аудиторию, позволяет эффективно внедрять потребительские стереотипы, ценности и нормы
«бюрократизированного» общества, в котором господствует тенденция к «униформизму» и отчуждению (Ф. Г. Юнгер, Г. Зиммсль, М. Вебер, К. Маннгейм).
В отдельную группу следует выделить представителей марксизма, для которых характерно понимание массового сознания как широкой совокупности духовных образований, включающей сферы эмоций, реакций, идеологии, логики, знаний и представлений, основанных на сходном жизненном опыте людей, включенных в однотипные структуры практической деятельности и занимающих одинаковое место в социальной иерархии. В рамках данного подхода в качестве массы часто рассматривается «трудовой народ», в частности, это характерно для работ В. И. Ленина.
По мнению ряда исследователей, в частности, А. Гарбовски, масса, а также ее сознание - это архаические образования, берущие начало в первобытном человеческом обществе, когда индивид целиком "растворен" в общности, не обладает собственными, отличными от нее помыслами, волей. С другой стороны, на поздней стадии развития капитализма во всех сферах жизни современных обществ складываются и получают широкое распространение определенные процессы, приводящие к повсеместному распространению массового сознания, не имеющего аналогов в прошлом [38, с. 336-337]. Промышленная революция и начавшаяся урбанизация привели к появлению массовых профессий, и, соответственно, к массовому распространению определенных характерных для них укладов жизни. Разрастание крупных городов и усиление миграций в них вели к смешению национально-этнических групп, способствуя размыванию психологических границ между ними и утрачиванию традиционных способов жизнедеятельности. В то же время большие социально-профессиональные группы еще только формировались. Это способствовало появлению новых, слабоструктурированных «неклассических» форм общественного сознания [96, с. 25-26]. Возрастание масштабов этих массовых форм сознания обусловлено дальнейшим развитием производства, усложнением форм
16
общественной жизни, развитием массовых форм потребления произведений культуры и искусства, массовых форм проведения свободного времени, распространением средств массовой коммуникации. Начавшись в сфере экономики, массовизация распространяется на все остальные аспекты жизни общества, захватывая сферы нематериального производства (наука, искусство, производство услуг), управления, материального и духовного потребления, политики, досуга, быта, наконец, общения между людьми, включая даже семейные и сексуальные отношения [57, с. 181].
Возникновение этого явления нашло широкое отражение в науке. Интерес к изучению массового сознания и его носителя - «массового человека» возникает на рубеже XVIII - XIX веков. Формально словосочетание «массовое сознание» стало встречаться в научной литературе с XIX века, хотя носило преимущественно описательный характер, в основном подчеркивая масштабы явления. Первоначальный анализ данного феномена отражает представления о массовом сознании как сознании «темных масс», «толпы». В трудах Г. Тарда («общественное мнение и толпа», «Личность и толпа»), Г. Лебона («Психология народов и масс»), Ш. Силеге («Деспотизм большинства и коллективная психология»), У. Липмана («Общественное мнение»), Д. Рисмена («Одинокая толпа», «Лица в толпе») и других были описаны образцы «неклассических» типов человеческих общностей, важным свойством которых было то, что они являются носителями особого, специфического типа сознания. С конца XIX века концепции массового сознания, массового общества получили развитие в критике «омассовления», деспотизма масс (Ф. Ницше, О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет). После второй мировой войны основным направлением становится критика авторитарных тенденций современного общества, экономического, политического и социального отчуждения, конформизма массового человека, стандартизированной культуры и мышления.
Г. Лебон, отождествляя массу с толпой, предвещал наступление «эры масс» и связанный с ним упадок цивилизации. Социальные процессы
17
- Київ+380960830922