Ви є тут

Социальная депривация детей-сирот: социологический анализ : На примере Республики Адыгея

Автор: 
Джаримова Хайрет Алиевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
276081
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение............................................................... 3
Глава 1. Социальная депривация детей-сирот: состояние и социальные
следствия сиротства в России.................................. 13 *
1.1. Социокультурная депривация детей-сирот................... 13
1.2. Социологический анализ условий развития ребенка, лишенного семьи.......................................................... 32
1.3. Призрение детей-сирот как фактор предупреждения негативных последствий депривации......................................... 42
Глава 2. Состояние и проблемы призрения сирот в Республике Адыгея 66
2.1. Устройство системы помощи сиротам в Республике Адыгея 67
2.2. Приемная семья как модель семейного воспитания детей-сирот 81 Глава 3. Личностные диспозиции детей-сирот: влияние социального
окружения и проблема обеспечения социальной направленности поведения индивидов................................. 102
3.1. Межличностные отношения подростков и их зависимость
от социального окружения ................................ 103
3.2. Влияние социального окружения на самоосознание и понимание сверстников........................................ 125
3.3. Социальная направленность стилей поведения детей-сирот 159
Заключение............................................................ 177
Список использованной литературы ........................................................ 182
3
Введение
Актуальность темы исследования. Процесс формирования новых социально-экономических и политических основ жизни российского общества в 1990-е годы обусловил тотальный социальный стресс на фоне спада производства, безработицы, резкого снижения жизненного уровня населения. Одним из основных барьеров на пути адаптации общества к новым условиям выступила психологическая неготовность общества воспринять новые ценности, соответствующие новым социально-экономическим реалиям. Конфликт старых и новых ценностей явился одной из основных причин углубления кризиса всех сфер жизни общества, явился ведущим фактором кризиса современной семьи.
Нестабильность социальных институтов в условиях кризиса и региональных конфликтов, девальвация ряда нравственных ценностей, потеря привычных культурных установок и ориентаций сопровождают распространение такого негативного явления, как сиротство, рост числа беспризорных детей. Например, только в 1996 году в России, по данным статистики, 33 тысячи детей покинули семьи, около 6 тысяч - ушли из домов-интернатов. До одной трети выпускников сиротских учреждений, что составляет более 5 тысяч человек, ежегодно попадают на скамью подсудимых, становятся маргиналами1.
Исследования показывают, что в современных условиях есть острая общественная потребность изучения проблем адаптации детей-сирот в новых социально-экономических условиях, особенностей социализации этой категории лиц, выявления факторов успешной инте1рации их в общество. Дело в том, что современная образовательная и воспитательная системы специальных учреждений, где проживают до определенного возраста дети-сироты, неэффективна с точки зрения подготовки ребенка к «взрослой» жизни, создания условий для самоопределения личности в новых социально-экономических условиях, сознательного выбора индивидом своей социальной роли. Как следствие материальных и нравственных проблем - распространение психических и соматических заболеваний среди детей-сирот, тревожная статистика случаев асоциального поведения подростков, вовлечение
1 См.: Учительская газета. 1997. № 20; 1998. № 8.
19
снижение вербально-логического мышления. Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет внеситуативно-личностная беседа. Как правило, вопросы «кто вам больше нравится?», «что вы любите?», «какое у вас настроение?» и т.п. вызывают смущение у детей, и они ничего не могут на них ответить (25, 102).
Эти данные свидетельствуют о том, что основными причинами снижения интеллектуального развития воспитанников общеобразовательных интернатных учреждений являются средовые, социальные влияния, педагогическая запущенность, а не врожденно-наследственные факторы, анатомофизиологические нарушения работы центральной нервной системы. Одной из причин является отсутствие качественного, содержательного общения со взрослыми, которое было бы адекватно для детей, воспитывающихся в детском доме.
Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследованиями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте понижение активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и
20
криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.
Результаты психологического обследования, проведенные в 1996 году в Яснополянском детском доме под руководством И.В.Ежова, свидетельствуют о значительных нарушениях эмоционально-волевой сферы воспитанников. У большинства детей младшего школьного возраста выявлены различные нарушения эмоционального состояния: 28% находилось в состоянии повышенной эмоциональной напряженности, у 32% наблюдалось состояние психического утомления, примерно столько же детей находилось в состоянии эмоционального стресса. Только у 20% детей отмечалось достаточно комфортное эмоциональное состояние. Общее снижение настроения, депрессивное состояние выявлены примерно у каждого третьего ребенка младшего школьного возраста. У 20% детей младшего школьного возраста отмечались агрессивность, враждебность по отношению к окружающим, примерно у стольких же детей при столкновении с трудностями выявлены уход в себя, проявление пассивности и неготовности к активному разрешению конфликтов. У большинства воспитанников-подростков наблюдались различные акцентуации характера при недостатке самоорганизованности и целеустремленности, снижении мотивации достижения и успеха, чувствительности к жизненным трудностям и личностной неготовности к их решению. Для многих воспитанников старшей группы отмечались нарушения эмоциональных контактов с окружающими, недоверчивость, эмоциональная несдержанность и непродуктивная сверхактивность (111).
Подобные нарушения объясняются всем предыдущим развитием детей, а также условиями пребывания воспитанников в учреждениях закрытого типа.
Результаты исследований, проведенных академиком B.C. Мухиной (189), свидетельствуют: воспитанники домов ребенка аутентичны, у них слабо выражена потребность к общению, наблюдается общая задержка развития. Эти дети часто отстают в речевом развитии, не умеют шрать, не умеют об-