2
План:
ВВЕДЕНИЕ......................................................3-16
ГЛАВА 1. РОЛЬ ИДЕИ ЧЕЛОВЕКА В РЕГИОНАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЕ.....................................................16-60
1.1. Всеобщая природа человека как субстанция культуры.......19-35
1.2. Культура как идеалообразующая сторона человеческой жизни.....35-49
1.3. Культура как смыслообразующая сторона человеческой жизни....49-60 ГЛАВА 2. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ КУЛЬТУР КАК УСЛОВИЕ ИХ ДИАЛОГА.....................................................61-160
2.1. Германский след в русской литературе: И.В. Гете, И.Г. Гердер 61-98
2.2.Русский след в культуре Германии........................98-122
2.3. Россия и Германия в период зарождения идеи человека императорской России.....................................................122-132
2.4. Россия и Германия в период господства и распада идеи человека
Империи....................................................132-144
2.5.Человек в Германии эпохи Просвещения...................144-154
2.6. Человек XIX века......................................154-160
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................161-166
ЛИТЕРАТУРА.................................................166-182
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в необходимости самосознания гражданами России себя как нации, как личностей, как участников культурного диалога, ведущегося и в рамках нашей » национальной культуры, и в европейских рамках, где мы, будучи носителями русской культуры, являемся равноправными представителями культуры мировой. Сегодня нужно как можно чаще обращаться к истории становления российской культуры для того, чтобы в ней находить все новые черты нашего национального характера. Конечно, эти черты сегодня проявляются иначе, чем сто или двести лет назад, но причины их возникновения скрываются в прошлом и они унаследованы современной российской культурой.
Актуальность работы связана и с очевидной проблемой определения принципиальной возможности диалога России и Европы. Мы собираемся это делать на примере соотношения с Германией. Мы не собираемся доказывать, что в силу тех или иных причин диалог этот вдруг мог бы оказаться невозможным. Грешно было бы идти против истины, он ведется, а в случае с Россией и Германией - уже на протяжении нескольких столетий, если взять для отсчета интересующий нас период Нового времени XVIII - XIX вв. Нам важно выяснить специфически русскую и германскую культурные позиции в этом диалоге и проследить их развитие.
Попытаемся сформулировать идею предлагаемого исследования: •диалог предполагает единство и различие культур.
•Единство и различие экзистенциально существуют в форме взаимопонимания и взаимонепонимания.
•Взаимопонимание предполагает взаимную дополнимость культур, а взаимонепонимание - их принципиальную недополнимость, не сводимость друг к другу. Взаимодополнимость культур означает их
ГЛАВА 1. РОЛЬ ИДЕИ ЧЕЛОВЕКА В РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
Любой человек, даже отчаянно отстаивая свою индивидуальность и независимость, является членом общества, к которому принадлежит в силу находимости в определенном месте и в определенное время. Место определяется как регион - географический, социальный, экономический. Человеку, как социокультурному субъекту, людям вообще, присуще соблюдение определенных правил проживания в этом регионе и с этими людьми. Оно диктуется самосознанием как конституирующим признаком личности, формирующимся вместе со становлением последней. Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до понимания своих общих интересов и идеалов и борются за их осуществление. Благодаря этому и возникает культура региона как форма социальной культуры. Она является продуктом сосуществования и взаимопонимания людей. Воспроизводство способности мыслить и понимать обеспечивается субъектом индивидуальной культуры. Он является частью нашего мышления, воплощая в себе «дух». Дух, присутствие его в каждом акте мышления сообщает носителю региональной культуры в отдельности и ей в целом тот колорит, который отличает культуру одного региона от культуры другого. Дух частично - социального происхождения и является усвоенной социальной культурой, а частично представляет собой «давление» биологической организации человека. Большей частью он - внутренняя необходимость мышления. Дух предпослан мышлению как его внутреннее основание.
«Что в нашем мышлении можно назвать духом?
Во-первых, это часть мышления, которая в каждый момент жизни находится за пределами осознания...
18
Во-вторых, дух как субъект выступает внутренней необходимостью индивидуального мышления...
В-третьих, человеческое мышление - разумно, следовательно, дух -внутренняя необходимость нашего разума. Он - то, из-за чего мышление живого человека воспроизводит само себя как разумное мышление.
В-четвертых, дух - основание бытия собой.
Если дух понять именно так, то станет ясной и загадка индивидуальной, а следовательно, и региональной культуры, это - разум. Разум оказывается культурой духовной активности человека, он - носитель личностной специфики - «человечности», выступает формой ее проявления в общественной жизни и возникает при взаимодействии человечности с внешними условиями. Разумом пропитаны поступки людей, действия, слова, вся жизнь; он объективируется в продуктах труда, в организациях, в социальных общностях и возвращается назад, устанавливая пределы мышлению - это и есть культура. Разум является внутренней упорядоченностью мышления, выражающей человеческий смысл.»(97. -С.98-99).
Человек разумен. Разумен и в том случае, когда стремится в диалоге с другими людьми понять их точку зрения, учесть ее в своей жизни, но отстоять при этом свою индивидуальность, сделать так, чтобы другие его поняли и учли. То же можно сказать о региональных культурах как воплощениях одухотворенного разума множества субъектов индивидуальной культуры. Культура - это разумный смысл. Дух, будучи основанием индивидуальной культуры и разума объективируется в социальной культуре и кристаллизуется в ней, принимая форму социокультурного субъекта. Он формируется расширением смыслового пространства, созданного двумя внутренними культурами двух участников в общении; вовлечением в ситуацию, в жизненный мир и в диалог все
- Київ+380960830922