Ви є тут

Особенности трансформации систем высшего образования Германии и России в контексте болонского процесса

Автор: 
Сухова Елена Евгеньевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
240
Артикул:
193440
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Болонская модель образовательного пространства как фактор
трансформации европейских систем высшего образования 21
1.1. Социосистемный анализ становления Болонского процесса 21
1.2. Социальная динамика построения общеевропейского образовательного пространства 36
1.3. Эволюция содержательных характеристик Болонского процесса 50
ГЛАВА 2. Трансформация системы высшего образования ФРГ в условиях
Болонского процесса 68
2.1. Развитие системы высшего образования Германии
до Болонского процесса 68
2.2. Структурная трансформация системы высшего образования ФРГ 77
2.3. Становление системы оценки качества высшего образования 88
2.4. Стимулирование академической мобильности в Г ермании 100
ГЛАВА 3. Трансформация российской высшей школы в контексте
Болонского процесса 112
3.1. Готовность российских вузов к вхождению в Болонский процесс 114
3.2. Структурные преобразования системы высшего образования в РФ 134
3.3. Системная эволюция оценки качества высшего образования 147
3.4. Развитие академической мобильности в России 155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 167
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 175
ПРИЛОЖЕНИЯ 218
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В условиях становления общества, основанного на знаниях, высшее образование приобретает приоритетное значение в развитии отдельных стран и мирового сообщества в целом. Проблематика развития этой сферы отличается неоднозначностью, проявляясь в сложных и противоречивых субъектно-объектных отношениях с социумом. Испытывая на себе влияние современных тенденций общественного развития, сфера высшего образования становится одновременно их активным участником, движущей силой и катализатором.
В обстановке нарастающей глобализации, проявляющейся в обострении конкуренции в общемировых масштабах, наблюдается усиление позиций отдельных государств, особенно США и Японии. Решающим фактором в преодолении второстепенного положения Европы на рынке образовательных услуг признается объединение усилий всех стран континента, направленных на достижение конкурентоспособности высшего образования. Воплощением этого замысла является Болонский процесс, конечная цель которого состоит в создании к 2010 году общеевропейского образовательного пространства.
Разрабатываемые в рамках построения общеевропейского образовательного пространства единые параметры сближения европейских систем высшего образования предлагают идеальную модель. Отсюда
возникают противоречия между требованиями Болонского процесса по достижению сопоставимости национальных образовательных систем и
необходимостью сохранения их особенностей и лучших традиций. •
Несмотря на повсеместно сохраняющееся неоднозначное отношение к Процессу, его участниками на сегодняшний день являются все европейские страны. Кроме того, болонские принципы признаются основой для социально-экономического развития общества в XXI веке на встрече «Группы восьми» в 2006 году. Реализация основных положений построения общеевропейского образовательного пространства становится фактором трансформации
национальных образовательных систем. В каждой из стран-у частниц
23
принципиально новых подходов к организации и управлению трудовой деятельностью осуществляется значительно быстрее, чем смена поколений. Ежегодно происходит обесценивание знаний, приобретаемых в рамках высшего образования, на 20 - 30%35.
Интеллектуальный капитал, становясь основным показателем экономического роста, имеет и социальную компоненту. Степень подготовленности специалистов в области медицины и здравоохранения, среднего и профессионального образования оказывает влияние на развитие общества как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
В этих условиях сфера высшего образования приобретает приоритетное значение в формировании общества нового типа. Таким образом, в 1990-е годы начинает воплощаться прогностическое видение роли университета Д. Бэлла, согласно которому к 2000 году основой интеграции общества становится не бизнес, а университеты36.
В вузах осуществляется генерирование, кодифицирование и трансляция знаний. Сфера высшего образования играет ключевую роль в прогнозировании, выработке стратегии и регулировании различных сторон общественной жизни. Здесь осуществляется подготовка высококвалифицированных специалистов. Именно в рамках университетов, по мнению О. Тоффлера, происходит приобретение метаквалификации, которая обеспечивает системность в усвоении и применении знаний 37 и, как отмечает М.Б. Кольчугина, способствует выработке навыков адаптации к меняющимся условиям жизни 38.
Следующим фактором трансформации европейских систем высшего образования, рассматриваемым нами в контексте цивилизационного развития общества, является усиление процессов глобализации. Эта проблематика занимает центральное место в работах многих исследователей (R. Robertson,
35 Кинслев ВТ. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. - М.: Республика, 1995. - С. 102.
36 Bell D. Die nachindustriellc Gesellschaft. -Frankfurt a.M., 1985 (amerikanische Erstausgabe 1973).
37 Полякова Н.Л. XX век в социологических теориях общества. - М.: Издательство «Логос», 2004. - С. 321.
38 Кольчугина М.Б. «Новой экономике» - новое образование // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - № 12. - С. 42-53.
24
K.Seitz, U. В eck, А. G iddens, M. W aters, J. W allerstein, A. Nassehi, M. A lbrow,
0. Höffe, Н.И. Поляковой, А.И. Колганова).
Наиболее часто используемым в зарубежной и отечественной научной литературе является определение Э. Гидденса, согласно которому глобализация понимается как «интенсификация общемировых социальных связей, посредством которых удаленные друг от друга местности соединяются таким образом, что события в одном месте оказываются под влиянием процессов, происходящих в другом месте, удаленном от первого на многие километры, и наоборот» 39. В результате, как отмечается в работах 3. Баумана 40 и А.Н. Кочергина41, происходит сжатие пространства и времени.
Глобализация как объективный и открытый процесс, как естественная тенденция, сопровождающая цивилизационное развитие общества на протяжении всей его истории, в конце XX века становится его определяющим фактором.
Традиционное рассмотрение феномена глобализации в триединстве экономического, политического и культурного аспектов теряет свою актуальность, поскольку глобальные явления с разной степенью интенсивности проявляются во всех сферах общественной жизни. Это обусловлено, как отмечают В.И. Добреньков и В .Я. Нечаев, во-первых, прекращением биполярного военно-политического противостояния; во-вторых, развитием научно-технического прогресса, прежде всего, информационной и коммуникационной революцией 42.
Основанием глобализации в конце XX века становится, по мнению многих исследователей (В.Я. Нечаева 43, И. Валлерстайна и, О. Höffe 45, К. Seitz46),
39 Giddens A. Die Konsequenzen der Moderne. - Frankfurt a.M., 1996. - S. 85.
40 Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества: Пер. с англ. - М.: Издательство «Весь Мир», 2004.
41 Кочергин А.Н. Глобализация как коммуникационное сжатие мира// Социальные трансформации: Материалы международного коллоквиума «Социальные трансформации: образовательные и научные коммуникации в контексте Болонского процесса». - Смоленск: СГ11У, 2004. - Вып. 6. - С. 128-142.
42 Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. - М.: ИНФРА-М, 2003.
43 Нечаев В.Я. Параметры глобализации и факторы Болонского процесса // Глобализация и образование.
Болонский процесс: Материалы «круглого стола». - М.: Альфа-М, 2004. (Серия: «Научные семинары •
«Круглые столы» • Дискуссии»). - Вып. 2. - С. 10-22.