Ви є тут

Российская университетская корпорация в условиях модернизации высшего образования

Автор: 
Осипова Надежда Григорьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304771
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ................................................13
1.1 .Становление и развитие университетской корпорации..13
1.2. Современная университетская корпорация: содержание, структура, функции...............................................29
1.3. Основные стратегии деятельности российских университетских корпораций в условиях Болонского процесса.............53
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОРПОРАЦИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...........................74
2.1. Динамика развития вузов Тюменского региона..........74
2.2. Социологический анализ модернизационных процессов университетской деятельности.........................103
2.3. Прогнозные модели развития университетской корпорации и механизмы их реализации..............................138
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................162
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................167
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................189
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Наступивший век - это век стремительного развития информационных технологий, век инновационных проектов, наноиндустрии. Экономическое благополучие и конкурентоспособность страны на международном уровне все больше зависят от знаний, университеты в этом играют ключевую роль. Развитие экономики основанной на знаниях, предполагает создание мощных современных университетов, университетских корпораций. Система университетского образования длительное время находилась в кризисном состоянии, что обусловило необходимость ее модернизации. Модернизация образования - это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества, целью которой является достижение нового качества российского образования, соответствующего актуальным и перспективным запросам современного общества[188]. Модернизация высшей школы, в том числе университетов в соответствии с требованиями постиндустриального развития стала мировой тенденцией.
В настоящее время происходит стремительный рост информационных технологий, создание глобального рынка, рост конкуренции в научной и образовательной деятельности. Это диктует свои требования к компетенциям людей, к работе образовательных учреждений. Недостаток современного образования заключается не только в низком качестве подготовки, но и в том, что оно не в полной мере соответствует требованиям повседневной практики. К образованию сегодня предъявляются принципиально новые требования, оно должно быть непрерывным, открытым, инновационно -направленным. Новые требования к высшему образованию способствуют созданию новых форм инновационных вузов, научно-образовательных корпораций.
Включение России в Болонский процесс поставило перед высшим образованием ряд целей, одной из которых является повышение роли
19
постоянном живом взаимодействии...»[47]. Главными принципами университетского образования Гессен считает полноту представленного в университете научного знания; дух свободы в процессе преподавания и обучения; способность университета к самовосполнению («университет есть...самопродолжающийся союз») путем подготовки преподавателей и ученых.
И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд и др. считали, что существует множество взаимодополняемых методов познания. Необходимо развивать и естественно -научное знание и гуманитарное.
Предназначение университета 10. Афанасьев определяет: «...воспитывать самостоятельно и универсально мыслящего человека, стремящегося и способного осмысливать самые разнообразные проявления бытия целостного мира...» [12].
В процессе анализа становления и развития университетов автор пришел к выводу, что развитие университетов определяется уровнем развития общества, его потребностями: в начале церкви, затем политической власти, и только в начале XIX образование, наука и культура представляют“ сущность классического университет, его цели и функции.
Классические университеты - это наиболее устоявшиеся формы высших образовательных учреждений. С момент создания и по сей день им отводится особая роль в образовательной сфере. Классические университеты по своим институциональным основаниям являются стержнем всей системы образования [87].
Становление университетов в России проходило с учетом многовекового опыта развития европейских университетов. Университеты в России создавались в условиях, когда европейские университеты насчитывали уже несколько веков исторического развития.
Исследованием проблем становления и развития высшей школы в России занимались А.И. Аврус, Е.С. Кулябко, А.И. Момот, A.C. Ревушкин, Е.С. Ляхович, Ш.Х. Чанбарисов и др.[7,101, 122,109,194].
20
В исторической науке существуют две различные точки зрения на появление первого университета в России. Согласно одной точке зрения (А.И. Аврус, Е.С. Кулябко, Ю.Д. Марголис и др.) появление первого университета считают 21 января 1724 г. - Академический университет в Санкт-Петербурге (по приказу Петра I), по другой (АЛО. Андреева, Ю.П. Господарик, В.Ф. Хотеенков и др.) 12 января 1755 г. - Московский университет (указ подписан императрицей Елизаветой Петровной).
Начиная с 1802 года, в России открываются несколько университетов: Дерптский университет (в настоящее время Тартуский) был создан на базе шведского университета, основанного в г. Дерпте в 1632 г. под наименованием Академия Густавиана и прекратившего существование в 1710 г. Дерптский университет возобновил свою деятельность в 1802 г. С 1893 г. он назывался Юрьевским университетом [33]. Казанский университет основан в 1804 году. Однако реально университет был открыт (начал жить по уставу) лишь в 1814 г. До этого времени, как пишет И. Н. Бороздин, «он являлся каким-то высшим классом местной гимназии и, в сущности, был подчинен воле директора гимназии. Приглашенные профессора, особенно иностранные ученые, видели нарушение не только автономии, но и всяких элементарных основ ученой самодеятельности. Университетский совет ничего не мог постановить вопреки мнению директора; в противном случае ему грозило строгое внушение от попечителя» [30].
В 1804 году по инициативе и при финансовой поддержке украинской общественности и видного деятеля Н.И. Каразина был создан Харьковский университет, затем создаются Петербургский (1819), Киевский (1833), Одесский (Новороссийский) (1864), Варшавский университет(1869), Томский (1888) университеты [9].
Причины возникновения университетов, при всей своей схожести, имеют различия. Казанский, Варшавский были открыты как центры учебных округов по инициативе властей, Петербургский был основан на базе педагогического института. Однако становление университетской системы проходило медленно, в