Ви є тут

Военный социум и образование как фактор национальной безопасности России

Автор: 
Спицын Юрий Георгиевич
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
1999
Артикул:
1000239980
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Оглавление 2
Введение 4
Глава /. ВОЙНА И АРМИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 28
1.1. Война в настоящем и будущем 29
^ 1.1.1. Россия в геополитическом пространстве 29
С 1.1.2. Значение фактора силы в геополитике 35
1.1.3. Война как социальное явление 39
1.1.4. Эволюция вооруженного насилия 62
1.2. Политическая власть и армия 71
1.3. Военный социум в обществе 86
* 1.3.1. Военные и гражданские 86
1.3.2. Гражданский контроль над армией 103
Краткие выводы 117
Глава II ВОИНСКИЙ ТРУД И ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 119
2.1. Вооруженные силы в системе национальной безопасности 119
2.2. Воинский труд 129
2.2.1. Сущность воинского труда и социальная структура 129 армии
2.2.2. Особенности воинского труда и его оплата 139
2.3. Рынок воинского труда 153
2.4. Военное образование 174
2.4.1. Классификация систем ВПО 175
2.4.2. Структура и особенности военного образования 179
Краткие выводы 192
3
Глава III ФОРМИРОВАНИЕ ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА В 196
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1. Содержание и характер труда офицера первичного 196 войскового звена
3.2. Пути формирования офицера как субъекта 205 профессиональной деятельности
3.3. Система военного образования и военно-кадровая 217 политика в современной России
3.3.1. Состояние отечественной системы военного 217 образования
3.3.2. Комплектование офицерского корпуса 232
3.4. Отечественное военное образование в федеральном 238 образовательном пространстве
Краткие выводы 250
Глава IV ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ВОСПРОИЗВОДСТВА 252
ВОЕННОГО СОЦИУМА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ И В ПЕРСПЕКТИВЕ
4.1. Объективные предпосылки реформирования военного 252 образования
4.2. Офицерский резерв 270
4.3. Возможности высшей школы в сфере национальной 286 безопасности
Краткие выводы 317
Заключение 319
Библиографический список 333
36
«нового политического мышления», основным положением которой являлся тезис о глобализации международных отношений, сближении интересов государств при решении проблем, затрагивающих интересы всего мира1. Безусловно, данный тезис следует, в целом, признать правильным, одновременно выразив сомнение в правомерности безответственного применения его политическим руководством Советского Союза в качестве основы внешней политики государства. Не прошло и десяти лет, как реальная жизнь преподнесла яркие примеры пагубности безоговорочного использования абстрактных идей в практике конкретных международных отношений и веские доказательства того, насколько велика роль силы в геополитике. Сила государства позволяет ему самостоятельно защищать свои интересы, не попадая в опасную зависимость от других субъектов международных отношений.
Представления о силе субъектов геополитики складываются из совокупности природных, физических, материальных и духовных ресурсов государств, опора на которые позволяет им достигать своих целей в лабиринте международных отношений. Влияние названных ресурсов на величину геополитической силы различно, а все перечисленные ее составляющие легко поддаются многослойной дифференциации. В результате, формы проявления силы государств чрезвычайно многообразны и порой неожиданны. Тем не менее, анализ наиболее распространенных форм проявления геополитической силы позволяет сделать некоторые обобщения.
Во-первых, способов представления силы конкретных субъектов в виде строго фиксированных величин не существует, поскольку практически невозможно создать эталон для ее измерения. Это объясняется тем, что совокупная
1 См.: Горбачев М.С. Избранные речи и статьи, Том 3. М.: Изд-во политической литературы. — 1987. — С. 181-199; Капитализм на исходе столетия. Научная редакция А.Н. Яковлева.
М.: Изд-во политической литературы. — 1987. — С. 17-22; Адамишин А. У человечества единая судьба. — Международная жизнь. — 1989. — №1. — С.4-5; Петровский В. Диалог о всеобъемлющей безопасности. — Международная жизнь. — 1989. — №10. — С. 10-12.
37
сила может в значительной степени зависеть как от случайного сочетания множества самых разных материальных факторов, так и от большого количества качественных характеристик духовной сферы, например, общественной морали, национального характера, исторических традиций и т.п.
Во-вторых, величина геополитической силы проявляется лишь в процессе взаимоотношений субъектов, вне которых обладание ею теряет смысл. Исходя из этого, можно говорить только о сравнительном характере силы.
В-третьих, степень влияния государств на геополитическую ситуацию в решающей мере определяется их военной силой. Под ней следует понимать реальную возможность и очевидную готовность государства воздействовать на систему международных отношений средствами вооруженного насилия. Роль военной силы в современном мире столь значительна, что в массовом сознании она ассоциируется с мощью государства. Очевидно, это объясняется тем, что процессы создания военной силы и поддержания ее на заданном уровне охватывают все сферы государственного строительства, предполагают наличие развитой экономической, научной, технологической, транспортной и информационной базы.
Военный фактор геополитики более или менее поддается измерению и описанию, поскольку для осуществления вооруженного насилия субъектами геополитики создаются специальные институты. Тем не менее, он является понятием относительным, так как военная сила государства оказывает влияние на геополитическую ситуацию не сама по себе, а лишь в сопоставлении ее с мощью других государств. Это означает, что содержание и значение военного фактора невозможно оценить без сравнения военных возможностей эвентуальных противников, что осложняется наличием традиционной завесы секретности, окутывающей военную сферу.
Поскольку военная сила подчинена политической власти, то очень важной и относительно самостоятельной стороной военного фактора геополитики следует считать политическую волю правящей элиты государств, которая, в