Ви є тут

Социокультурная адаптация тружеников села в современной России

Автор: 
Духина Татьяна Николаевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2010
Артикул:
299265
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................... 4
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основании социокультурного анализа процессов адашации современного крестьянства.................................................... 19
1.1 Особенности социокультурного подхода к проблемам адаптации тружеников села................................................. 19
1.2 Категориально-понятийный аппарат исследования адаптации современного крестьянства....................................... 43
ГЛАВА II. Социокультурные детерм и на и гы профессиональной адаптации современною сельского 59
труженика....................................................
2.1 Социологическая характеристика социокультурной составляющей сельского труда................................................. 59
2.2 Профессиональные ценности сельских тружеников и их роль в
адаптационных процессах......................................... 68
ГЛАВА III. Социокультурные факторы социальной адаптации работников современного аграрного
сектора...................................................... 86
3.1 Традиционные и новые ценности в современной сельской
культуре, их влияние на адаптацию сельских тружеников........ 86
3.2 Нормативно-регулирующая функция сельского социума и
проблема социального контроля................................ 105
3.3 Формирование стратегии развития личности труженика
российского села в контексте реализации приоритетных
национальных проектов.......................................... 120
ГЛАВА IV. Дезадаптивность части современных российских аграриев как объект социокульту рного 130
анализа......................................................
4.1 Сельский труженик и рынок: анализ социальных связей и 130
вза и м оотн о 1 не н и й....................................
4.2 Социокультурные факторы дезадаптационных процессов в 157
сельском социуме и их социоэкономические детерминанты........
4.3 Социальное самочувствие современного российского
крестьянства................................................... 204
4.4 Анализ социально-экономических возможностей и условий,
обусловливающих социализацию, профессиональную реализацию и формирование профессиональных ценностей сельских жителей................................................... 224
4.5 Механизм успешности социокультурной адаптации и
идентификации сельского труженика в условиях
рынка.......................................................... 252
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................... 282
БИБЛИОГРАФИЯ................................................... 287
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Российское крестьянство составляет в настоящее время значительную часть населения России. Одной из проблем, связанных с переходом к рыночным отношениям, является социальная адаптация сельских тружеников. От того, как произойдет социальная адаптация сельских тружеников к рынку, в большей степени зависит успех реформ, проводимых не только на селе, но и в стране в целом. Наше общество давно надеется, что именно рынок приведет страну к всеобщему благоденствию. При этом остается незамеченным то, что человек по-прежнему выступает объектом, а не субъектом общественных отношений. В теории, политике и практике (и раньше и теперь) недостаточно отводится места живому, реальному человеку, хотя именно он (человек) является главным богатством общества, - сам источник всякого богатства, втом числе и материального. Поэтому главное в проводимых социальных реформах - их широкая гуманистическая ориентация. Человек есть мера всех вещей, и от того, насколько легко он вписывается в структуры рыночных отношений и сможет к ним адаптироваться, зависит результативность его самореализации. Как и какими темпами проходит адаптация разных слоев российского общества к рынку, в конечном счете, зависит цена общественных преобразований, их темпы и эффективность.
Адаптации современного сельского труженика к изменяющимся общественным отношениям в немалой степени обусловлена и изменением социокультурных детерминант профессиональной деятельности на селе. Это актуализирует исследование особенностей нормативної о-ценностного содержания социокультурной составляющей сельского труда.
Контроль как социокультурный регулятор общественных отношений в сфере сельскохозяйственного труда на селе имеет ряд особенностей, связанных с содержанием социокультурной сферы аграрных поселений, что обусловливает необходимость изучения и эмпирического измерения эффективности данного социального механизма.
29
сложившимися программами и инновациями, которые их изменяют, между сложившимися и новыми социальными отношениями, что в конечном итоге обусловл и вается 11 ротаворечиям и внутри вое 11 роизводствеї і ной
деятельности, которая направлена на преодоление социокультурного противостояния, на удержание этого противоречия в определенных пределах.
Возможность возникновения социокультурного противоречия связана с тем, что изменения культуры и изменения социальных отношений подчиняются разным закономерностям. Изменение социальных отношений в принципе всегда влечет за собой изменения эффективности воспроизводственной деятельности. В обществе допустимы только такие социальные отношения, которые могут обеспечить необходимый для общества уровень гармонии, тогда как культура всегда несет в себе оценки любою реального или возможного явления с точки зрения некоторого идеала, независимо от возможности воплотить этот идеал. Разумеется, в культуре также есть ограничения, но природа их не та, что в социальных отношениях, т.к. ограничения в культуре всегда являются лишь одним из аспектов ее содержания, который вступает в диалог, а возможно, и в ожесточенный конфликте ес многомерностью.
Анализ механизма культуры начинается с выделения дуальных оппозиций, с анализа отношений между полюсами, один из которых воспринимается как комфортный, а другой, соответственно, как дискомфортный. Конструктивная напряженность между полюсами дуальной оппозиции является фиксированной в культуре движущей силой воспроизводственной деятельности. Эта напряженность дает мощный импульс инверсии, т.с. переходу от осмысления явления через один полюс к осмыслению через противоположный.
Инверсия в процессе исторического развития культуры перерастает в медиацию, сутью которой является то, что процесс осмысления не заканчивается отождествлением осмысляемого явления с одним из ранее сложившихся полюсов дуальной оппозиции. Медиация является процессом
30
формирования ранее неизвестных, не существовавших в данной культуре альтернатив, расширения их спектра. В конечном итоге вся культура создается как результат медиации, как следствие преодоления ограниченности ранее сложившейся культуры. Так, например, в дуальной оппозиции старое - новое первое является ценностью в инверсии, а второе - в медиации. Это различие, по мнению Ахиезера, выступает как фундаментальное для понимания внутренних механизмов в жизни общества.
В основании социокультурного подхода тезис о том, что какими бы мотивами человек ни руководствовался в своей деятельности, скрытыми или явными, в терминах какой бы науки эти мотивы ни описывались, все это фиксируется в культуре. Культуру можно понять как текст, в котором фиксирована, записана мотивация людей, причем сами люди могут это не рефлексировать. При этом следует огмеги гь, что социокультурный подход не отрицает экономический, психологический и другие факторы, но приоритетным является анализ культуры, понятой как программа деятельности. Культура многослойна, иерархична, внутренне противоречива. Но важнейшее, а может быть, и центральное место в ней занимает программа деятельности субъекта. В повседневной жизни люди действуют в соответствии с исторически сложившимся содержанием культуры. В любом социальном субъекте - от общества в целом до личности со всеми промежуточными ступенями между ними в виде сообществ - существует своя субкультура. Она содержит и программу деятельности соответствующего субъекта. В исследованиях обозначенного типа под субкультурой имеется в виду культура некоторого субъекта как социокультурного целого.
Выполняя заданную культурную программу:
1. Человек воспроизводит культуру. Она переходит от поколения к поколению, культура сохраняется, воплощается в результатах его труда - в предметах, текстах и т.п. В них фиксируется и передается программа.
2. Человек воспроизводит себя как субъекта.