Ви є тут

Становление социальной субъектности российской молодежи в условиях общества риска

Автор: 
Арженовский Борис Михайлович
Тип роботи: 
дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193697
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕ РИСКА..........................................17
1.1. Общество риска как социокультурная среда становления современной российской молодежи.............................18
1.2. Социально-демографический и социально-профессиональный потенциал молодежи в обществе риска.........................36
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ....................................................58
2.1. Понимание «социального субъекта» в современных социологических концепциях................................ 59
2.2. Формы проявления социальной субъектности молодежи в современном российском обществе.............................75
ГЛАВА 3. АКТИВИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ИНИЦИАТИВЫ КАК ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЮВЕНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА............................................103
3.1. Политические ориентации как установки социальной активности молодежи...................................................103
3.2. Концептуализация стратегии государственной молодежной политики в условиях рыночного общества.....................125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................156
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................160
ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................167
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном мире молодежные проблемы с особой остротой начали проявляться с 60-х гг. XX в., когда в различных промышленно развитых странах Европы и в США прошла волна протестного движения, в котором обнажилось отчуждение молодежи от «взрослого» общества. Молодежь послевоенного поколения стала активно заявлять о собственных ценностях, отличных от всех остальных социальных групп, формировать собственные стандарты поведения. Ее социальная активность дала возможность теоретикам увидеть динамичный и процессуальный характер общества. Как отмечает П. Штомка: «Было признано, что общество (группа, общность, организация, национальное государство) может быть определено как существующее лишь постольку и до тех пор, пока внутри него что-то происходит (случается), предпринимаются какие-то действия, протекают какие-то процессы, что-то меняется»1. И молодежь выступила активной силой - субъектом, вызывающим социальные изменения. Осмысление этой инновационно-динамической функции молодежи привело к развитию деятельности, направленной на регулирование процесса интеграции молодежи в общество.
С 1985 г. под эгидой ЮНЕСКО начинает функционировать Всемирный конгресс по вопросам молодежи. К исследованию и разрешению молодежных проблем в 90-е гг. подключаются Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). На протяжении последних трех десятилетий наблюдается нарастающая активизация государства в сфере молодежной политики. Инвестирование в социокультурный потенциал молодежи рассматривается не только как наращивание культурного и социально-экономического ресурса общества, но и как формирование достойного участника (даже в-
1 Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С. 112.
2 Ювенология и ювенальная политика в XXI веке. СПб., 2004. С. 135-145.
3
школе массовых юношеских организаций для формирования практических навыков социальной деятельности; г) поддержка молодежных лидеров и их интеграция в органы местного самоуправления.
Практическая значимость работы определяется потребностью осмысления социокультурных факторов, влияющих на активизацию преобразовательной деятельности • молодежи в сфере социально-политических процессов. Результаты анализа могут быть использованы административными органами при разработке долгосрочной концепции работы с молодежными и студенческими организациями, а инструментарий социологического опроса - для мониторинговых исследований по проблемам молодежи.
Содержание и выводы работы могут применяться при разработке и чтении курсов лекций по социологии молодежи, а также при подготовке специалистов по работе с молодежью.
Результаты диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность Комитета по молодежной политике Администрации Ростовской области
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на совместном заседании кафедры социальных коммуникаций и технологий и кафедры социологии и политологии РГПУ, а также на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социологические проблемы в современной России». Результаты исследования опубликованы в научных работах, общим объемом в 7,25 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложения, в котором представлены линейные распределения результатов эмпирических исследований.
16
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ СТАТУСА МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕ РИСКА
Сущностной характеристикой молодежи как социально-демографической группы является ее становящийся, и в этом смысле, - маргинальный характер. Данная группа выделяется исследователями по критерию возраста, а именно, в нее входят все индивиды от 14 (15) до 28 (30) лет, поскольку именно в этот период происходит самоопределение индивида в социоструктурной и культурной среде. Результатами напряженного индивидуального поиска (самоопределения) выступают: выбор профессии, направления и уровня профессинально-образовательной подготовки, формирования собственного семейного статуса (или отказ от решения этой задачи), поиска адекватного своим устремлениям места поселения. За этими внешне выраженными формами проявления обретения собственных статусных позиций в обществе скрыта не менее важная часть жизни индивида - его поиск и обретение культурных смыслов, собственной культурной идентичности.
Процесс обретения социокультурной идентичности и статуса является результатом взаимодействия индивидуальной активности и социальной среды, которая играет значительную роль в самоопределении индивида. В наибольшей степени влияние социальной среды - ближайшего окружения и макросоциальных процессов, которые переживаются обществом, -испытывает индивид в юношеском периоде своей жизни. При этом макросоциальные процессы определяют типовые характеристики молодежи как определенного поколения, задают ее дифференциацию на субкультурные общности, определяют их типовые траектории социального становления.
Этот подход определяет постановку двух главных методологических проблем, рассмотрение которых позволит четко определить границы
17