Оглавление
Введение..................................................................3
Глава 1. Социологическая интерпретация феномена насилия
1.1. Методологические параметры исследования социального насилия . . 9
1.2. Источники и механизмы воспроизводства социального насилия ... 49 Глава 2. Социальное пространство насилия
2.1. Структурирование элементов поля насильственных взаимодействий . 83
2.2. Драка как проявление социального насилия..............112
Заключение..............................................................149
Библиография............................................................153
Приложения............................................................. 161
2
Введение
Насилие и ненасилие представляют собой разные перспективы в борьбе за справедливые отношения между людьми в обществе. Во всем мире и в том числе в современной России преступность и насилие приобретают новые качества: вооруженность, криминальный профессионализм, организованность. Человечество вступило в полосу глобальных опасностей, стало заложником созданных им же самим колоссальных средств разрушения, которые способны трансформировать единичное насилие, частное зло, то есть насилие, осуществляемое отдельными индивидами, в непоправимую катастрофу. Отрицательный исторический результат, например, гибель всего живого на Земле из-за применения ядерного оружия, может стать прямым следствием злой воли к насилию. Не менее глобальной становится проблема международного терроризма. Кроме того, во всех обществах в наши дни подвергаются физическому, политическому, гендерному, интеллектуальному и психологическому насилию представители возрастных, этнических и гендерных групп, порой независимо от уровня доходов, положения в обществе и культурного уровня. Так, насилие в отношении женщин является одним из барьеров на пути достижения целей равенства, нарушением свобод и прав человека.
Акты насилия или угрозы совершения таких актов, независимо от того, применяются ли они в семье, общине, самим государством или при его попустительстве, привносят в жизнь людей чувство страха и отсутствия безопасности, являются препятствием для реализации равноправия, социального развития и мира. Самое слабое, уязвимое место современной цивилизации — противоестественное сочетание универсальных производительных сил с локальным, многократно (национально, регионально, социально) ограниченным мировоззрением, компьютерной технологии с «пещерной» этикой. Нависшая над человечеством глобальная опасность — ядерная, экологическая, демографическая,
3
Если развитие как проявление реальности характерно только для человеческих обществ или общество становится основной мерой реальности, то главной категорией такого проявления становится социальное действие как основное условие существования этой реальности. Категория социального действия определена М. Вебером: «Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. ...«Другие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределённым множеством совершенно незнакомых людей. (Так, например «деньги» служат средством обмена, которое действующее лицо принимает потому, что ориентирует свои действия на ожидание готовности со стороны многочисленных незнакомых и неопределённых «других»
'У с
в свою очередь принять их в последствии в процессе обмена.)» . То есть социальное действие есть действие, направленное на других. Таким образом, реальность (или реальность высшего порядка — социальная реальность) суть социальное действие.
Какова же природа социальной реальности с точки зрения двух предложенных методологических подходов — позитивизма и понимающей социологии? Социальная реальность с точки зрения позитивизма содержит в себе ряд закономерностей, которые существуют до познания и, в принципе, могут быть раскрыты и объяснены. Иными словами, социальная реальность смоделирована таким образом, что имеет определённый порядок. Без этой посылки логика и предсказание стали бы невозможны. Человечество должно использовать науку для раскрытия этого порядка и законов природы26. Согласно подходу понимающей социологии, социальная жизнь не есть нечто запредельное и независимое от человеческого познания. В отличие от физического мира, социальный мир не ждёт пассивно того, чтобы его раскрыли, он намеренно творится, исходя из целенаправленных действий и взаимодействий социальных агентов. Соци-
25 Вебер М. Избранные произведения, 1990, с. 625.
~6 Иьюман Л. Значение методологии: три основных подхода // Социологические исследования №3, 1998, с. 122-134.
17
альная жизнь существует по мере того, как люди её проживают и придают ей значение. Понимающая социология всё время имеет в виду, что люди внутренне осмысливают реальность, причём субъективный смысл реальности является для них решающим в объяснении социальной жизни. В рамках субъектнообъектного подхода, таким образом, можно определить (помимо прочего) позитивизм как исследование или оценку субъективной реальности объективными методами, а понимающую социологию как оценку объективной реальности субъективными методами. Некорректность подобных исследований связана, как нам представляется, с тем, что объекты и субъекты взаимозависимы и потому постоянно изменяют друг друга, причём, даже во время самого исследования (гак называемое «влияние субъекта» или «влияние измерений»). Существует и научно-методологическая альтернатива первым двум методологиям. Это критическая социальная наука, согласно которой «...социальная реальность не только постоянно скрывает себя, но и выдаёт себя за нечто иное. Критическая социальная наука интересуется именно теми несхватываемыми структурами, которые эту социальную реальность... определяют. С этих позиций представляется, что изменений в принципе можно достичь, но для этого нужно изучать конфликты и противоречия»27. Однако следует оговориться, что под изучением конфликтов и противоречий следует понимать не наблюдение или понимание, что определяется позитивизмом и понимающей социологией, а умение разрешать конфликты и противоречия, умение влиять на них. В рамках подобных методологических условий находится социальная работа. Именно социальная работа позволяет решать социальные проблемы и противоречия путём применения объектно-субъектных отношений к агентам объектносубъектного характера, или скажем ненаучно: «по-человечески решать человеческие проблемы». «Социальная работа будет отстаивать необходимость комплексной социальной политики, которая ориентируется на индивидуальную
27 Там же, с. 130.
18
- Київ+380960830922