Ви є тут

Культурно-познавательные аспекты туризма: природа и сущность мотиваций : На примере Республики Адыгея

Автор: 
Татаренко Инна Ивановна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270789
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ВВЕДЕНИЕ..................................................... 3
ГЛАВА 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ
МОТИВАЦИИ......................................... 12
1.1. Теоретико - методологические основы теории мотивации............................................ 12
1.2. Сущность социокультурной туристской мотивации 37
ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ТУРИСТСКОЙ МОТИВАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ............................... 66
2.1. Специфика формирования кулыурно - познавательной туристской мотивации в Республике Адыгея.............. 66
2.2. Социальные технологии формирования культурно -познавательной туристской мотивации школьников и студентов............................................. 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................. 119
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................... 121
ПРИЛОЖЕНИЯ
130
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется большой значимостью туризма во многих сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной. Туризм способен внести свой вклад в решение различных проблем, возникающих в процессе постсоветской трансформации российского общества.
В экономической сфере, являясь прибыльным видом бизнеса, туризм способствует оптимизации экономических процессов: увеличению валютных поступлений и доходов, созданию рабочих мест, росту прибылей и развитию предприятий транспорта, связи, питания, строительства и многих других.
Социальное значение туризма заключается в поддержании здоровья людей, обеспечении их занятости, рациональном использовании свободного времени; экологичности; бережном отношении к культурному наследию, оживлении культурной жизни.
В политической сфере туризм способствует возникновению взаимного интереса и уважения между людьми различных национальностей и, в конечном счете, стабилизации межэтнических и международных отношений.
В духовной сфере туризм значим как фактор повышения образовательного и общего культурного уровня людей. Он несет в себе большой заряд гуманизма и других общечеловеческих ценностей.
К настоящему времени выделились такие виды туризма, как деловой, спортивный, оздоровительный, паломнический, экологический, семейный и другие. В данном исследовании главным объектом внимания является культурно-познавательный туризм. Он сочетает в себе комплекс функций: познавательно-образовательную, воспитательную, развлекательную, рекреационную и другие.
Познание культуры в процессе туризма доступно для большинства категорий населения. Культура различных народов, как правило, вызывает интерес. Особую роль культурно-познавательный туризм играет в
16
социальной средой, выступающей средством не просто сохранения, но, прежде всего, развития человека, реализации «человеческих сущностных сил».
Анализ второго вертикального ряда показывает, что он, реализуемый преимущественно в деятельности общения, начинается с врожденной, биологически обусловленной потребности в других живых существах, которая вызвала на определенной ступени эволюции стадный образ жизни. В процессе развития эта потребность превращаегся в высочайшее одухотворенное движение души - потребность стать существом моральным, живущим по совести, в соответствии с законами и нормами социума.
Третья вертикаль объединяет однонаправленные, но существенно разные по уровню социальной зрелости потребности в освоении окружающего мира. А четвертый вертикальный ряд начинается с универсальной потребности всех живых организмов - потребности в двигательной активности.
Его иерархия так же подтверждает усиливающееся на каждой ступени влияние социума. После психофизиологического уровня, заключающегося в подготовке к продолжению жизнедеятельности благодаря восстановлению сил во сне или других формах отдыха, уровень социогенных процессов социализации личности знаменует еще более сложную ступень. Это происходит, когда игровая деятельность ребенка вырастает в игру почти актерского типа, которая у взрослых «проявляется широчайшим спектром самодельных и самоценных деятельностей от занятия спортом до изучения множества языков». Наконец, высший уровень развития этой потребности П.В. Симонов называет «потребностью в вооруженности», т.е. в накоплении знаний, навыков, умений, которые мог>т оказаться необходимыми для удовлетворения самых разных потребностей. Если же обозначить эту потребность как «потребность в подготовленности», то это подчеркивало бы ее высший статус в четвертом вертикальном ряду, а также ее весьма тесную связь с другой потребностью в классификации Симонова - потребностью преодоления, которую он отождествляет с волей.
17
Таким образом, его теория вполне логично объясняет причины возникновения и развития потребностей человека под влиянием процесса социализации.
Автору близка точка зрения и Л.В. Петровского (1986). Он делит потребности по происхождению - на естественные и культурные, по предмету (объекту) - на материальные и духовные. Естественные потребности, на его взгляд, могут быть материальными, а культурные -материальными и духовными.14
Трудно согласиться с мнением П.А. Рудика (1967), который выделяет общественные и личные потребности, считая, что каждая потребность является личной15. Другое дело, - каким целям (общественным или личным) соответствует удовлетворение потребности человека. Но это уже будет характеризовать мотив, а не потребность.
Стоит отметить, что многие зарубежные авторы не столько классифицируют потребности, сколько дают их перечисление. Например, У. Макдауголл (1923), исходя из понимания потребностей, как инстинктов, выделял инстинктоподобные мотивационные диспозиции, называя их готовыми способами реагирования.16
С точки зрения социологии интересна концепция Э. Фромма (1998). Он считает, что у человека имеются следующие социальные потребности: в человеческих связях (отнесение себя к группе, чувстве «мы», избегании одиночества); в самоутверждении (необходимости удостовериться в собственной значимости, для того чтобы избежать чувства неполноценности, ущемленности); в привязанности (теплые чувства к живому существу и необходимость в ответных - иначе апатия и отвращение к жизни); в самосознании (сознании себя неповторимой индивидуальностью); в системе ориентации и объекте поклонения (причастности к культуре и идеологии,
14 Петровский Л. В. О некоторых проблемах социально - психологических исследований // Вопросы психологии. - М., 1970. - №4. С. 16.
15 Рудик П. А. Психология: Учебник для техникумов физкультуры. - М., 1967. С. 27.
16 Макдаугол У. Направления психологии Нью Йорк, 1970. С. 32.