2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................3
Глава 1. Дизайн как социокультурное явление........................9
1.1. Феномен дизайна...............................................9
2.2. Исторический путь дизайна в странах Европы и в США...........52
2.3. Дизайн в России..............................................70
Глава 2. Проблемы институционализации дизайн -образования........99
1.1. Ценности предметно-пространственной среды....................99
1.2. Цели и проблемное поле дизайн-образования в средней школе 110
Заключение......................................................138
Библиографический список использованной литературы...............142
Приложения......................................................150
3
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Главным объектом, и конечным результатом дизайн-деятельности является предметно-вещевой состав среды (вещевая сфера культуры). Это обстоятельство определяет актуальность этого феномена в условиях переживаемых Россией модернизационных процессов. Очевидно, что происходящие политические и социокультурные изменения объективно требуют замены вещевого состава среды, ее адекватности новым реалиям.
Однообразие промышленных продуктов вызывает понижение информационной функции форм, цвета и способности их восприятия потребителем, что приводит к ’’кризису идентичности”. А поскольку, чувство как индивидуальной так и групповой идентичности является чрезвычайно важным для каждой личности, то создание условий для возможно более полной самоидентификации средствами дизайна, позволяет говорить о его возможностях в решении или смягчении важных социально-культурных проблем. Современный дизайн ориентирован не столько на создание самих предметов, сколько на коммуникацию с их помощью с потребителем.
Представляется актуальным включение основ дизайн-образования в современную систему национального образования, гак как школа не дает начальных, пропедевтических знаний для специального обучения в этой обширной сфере деятельности. А общество соответственно не имеет необходимой базы и готовности, позволяющей справиться с крайне сложными проблемами дизайна в современной урбанистической и технической среде, сложной предметно-вещевой культуре.
Введение основ дизайн-образования позволяет усилить эффективность традиционного художественного образования в процессе
14
(как принято считать), чем просто одна из подсистем культуры. И что дизайн отражает некую универсальную субстанциональную основу (или «компоненту») - Проектность. Культуру же следует понимать как высший уровень проекта и проектности, а дизайн как уникальный феномен культуры.
А коль скоро бытие культуры - проектно, получается , что дизайнер непосредственно проектирует вещь (вещную среду), а опосредованно -человека и общество. Таким образом, дизайн (дизайнер) проектирует определенный тип культуры, от которого и сам зависит: какова культура общества, таков и ее дизайн, каково отношение к дизайну - такова и перспектива культуры.10
Не будем настаивать на бесспорности этих положений и лишь заметим, что для самих дизайнеров такая логическая цепочка выглядит весьма привлекательно. Концепция заслуживает внимания в первую очередь потому, что не ограничивает анализ проблематики дизайна общепринятыми констатациями о генетической связи дизайна и искусства, а намечает пути к поиску механизмов функционирования дизайна в общем контексте культуры и в ее конкретных типических вариантах, снимая заодно и бытующие представления о «чисто американской» или «европейской» природе дизайна и его «непереносимости на почвы Российских культур».
Разумеется, дизайн, прежде всего, проектная деятельность, однако далеко не все проектирование тождественно дизайну. Проектирование в целом не является изобретением лишь нашего времени. Оно представляет собой универсальную функцию культуры.
Рассмотрение различных концепций культуры не входит в задачу
10 Тхагапсоев Х.Г. Дизайн как феномен культуры и образования. Нальчик: 1997
- Київ+380960830922