2
Оглавление
Введение.............................................................4
Глава I. Становление информационного общества через формирование информационного пространства
1.1. Генезис теорий информационного общества: методологический аспект.... 17
1.2. Информационно-коммуникационные технологии
как компонента информационного пространства зарубежных стран........44
1.3. Динамика информатизации образования как сущностная характеристика становления информационного общества................................66
1.4. Актуальные проблемы информатизации в системе образования
в российских регионах (на примере Тамбовской области)...............89
Выводы по 1 главе..................................................110
Глава II. Инфосоциализация в условиях информатизации сознания (региональный аспект)
2.1. Формирование информатизационного сознания как предпосылка включенности в информационное пространство.........................114
2.2. Феномен инфосоциализации в условиях информатизации сознания.... 132
2.3. Формальные и неформальные агенты инфосоциализации
в условиях российского региона.....................................152
2.4. Институт гуманитарного образования как ключевой агент
инфосоциализации в условиях информатизации сознания................183
Выводы по II главе.................................................197
Глава III. Роль юзеровской субкультуры в процессе инфосоциализации
3.1. Анализ дефиниции юзеровской субкультуры.......................201
3.2. Юзеровская субкультура как инструмент инфосоциализации
в гуманитарном образовании.........................................233
3.3. Модель процесса инфосоциализации посредством юзеровской
субкультуры в гуманитарном образовании.............................260
Выводы по III главе................................................273
3
Глава IV. Специфика инфосоциализации в гуманитарном образовании
4.1. Инфосоциализация в образовательном пространстве
зарубежных стран....................................................276
4.2. Актуальные проблемы инфосоциализации
в юзеровской субкультуре (региональный аспект)......................300
Выводы по IV главе..................................................314
Заключение..........................................................317
Литература......................................................... 322
34
всего, попыткой выявить роль благосостояния государства в развитии информационного общества и наличием социальных черт, резко контрастирующих с американской или азиатской моделью.
Следует заметить, что развитие благосостояния и информационного общества в Финляндии произошло в течение последних двадцати лет, причем в 1990-1993 гг. страна столкнулась с серьезным экономическим кризисом, преодоление которого потребовало активной государственной политики внедрения инноваций и реструктуризации корпораций. Благодаря этому в 1995 г. Финляндия получила возможность интегрировать свою информационную экономику с глобальными финансовыми рынками.
«Американская модель» информационного общества - «Модель Силиконовой долины» - построена на использовании рыночных механизмов и делает акцент на оказание услуг населению и бизнесу. Опыт США по внедрению технологий «электронного правительства» или «е-Со\'егптепЬ> для решения проблем взаимодействия власти, бизнеса и населения широко известен и применяется во всем мире.
Основными характеристиками «сингапурской модели» М. Кастельс считает высокую долю (58 %) высокотехнологичной продукции в объеме экспорта, значительный уровень развития электронной торговли, высокую конкурентоспособность и ВВП на душу населения на фоне существенного расслоения общества по уровню благосостояния и практически полного отсутствия демократических механизмов.
Таким образом, в своем последнем исследовании М. Кастельс обозначил три основных модели развития информационного общества: открытое информационное общество «Силиконовой долины», основанное на законах рыночной экономики; авторитарное информационное общество («сингапурская модель»), также развивающееся на рыночной основе; открытое социально-контролируемое информационное общество («финская модель»), развивающееся за счет благосостояния государства1.
1 Там же, С. 18-20.
35
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что, в отличие от предыдущих исследователей, прогнозирующих развитие технологий и самого информационного общества, М. Кастельс наблюдает и анализирует непосредственно процесс перехода человеческого общества в информационную эпоху. Став свидетелем революции в ИКТ, свершившейся в 1970-х годах, М. Кастельс изучает последовавшие за ней изменения в социальной и экономической структуре, обосновывая неизбежность перемен всех сфер жизни людей при помещении их в информационное пространство и глобальные сети. С его точки зрения, революция в информационной технологии является «отправным пунктом в анализе сложностей становления новой экономики, общества и культуры»1. Являясь последователем технологического детерминизма, М. Кастельс не принимает обвинений в нем, подчеркивая, что «технология есть общество, и общество не может быть понято или описано без его технологических инструментов»2.
Исследования особенностей феномена информационного общества в российской науке появились в основном в последнее десятилетие. Экономические, правовые, философские, социологические, социокультурные и другие аспекты информационного общества рассматриваются в трудах И.Ю. Алексеевой, И.Л. Бачило, Т.П. Ворониной, А.Д. Елякова, В.Л. Иноземцева, К.К. Колина, И.С. Мелюхина, В.Г1. Терина и других. Наиболее полно российская концепция информационного общества представлена В.Л. Иноземцевым, самыми известными книгами которого являются «Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы» и «Расколотая цивилизация».
В отличие от Д. Белла и А. Тоффлера, которые считали постиндустриальное общество грядущим, В.Л. Иноземцев согласен с М. Кастельсом, что постиндустриальное общество уже наступило. Анализируя послевоенную экономику, которая, в отличие от довоенной, может быть охарактеризована
1 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общсстпо и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - С.28.
2 Там же, С.29.
- Київ+380960830922