Содержание
Введение..........................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основании социологического
исследования динамики гендерной культуры......................17
1.1. Методологические подходы к изучению гендерной культуры
и ее динамики..............................................18
1.2. Интегративный подход к социологическому анализу гендерной культуры......................................................37
1.3. Категориалыю-нонятийный аппарат для исследования гендерных культур в различных социумах........................59
Глава 2. Российская и западная гендерная культура: компаративный анализ..........................................................78
2.1. Состояние и динамика гендерных культур в рефлексии представителей российского и американского социумов...........82
2.2. Семейно-брачные ориентации социальных групп
в глобализирующемся социокультурном пространстве...........97
2.3. Динамика семейно-брачного сегмента российской и американской гендерных культур
(этнокультурная специфика брачных обрядов)................124
Глава 3. Динамика межкулыурного взаимодействия в гендерной
сфере........................................................143
3.1. Интенсификация процессов взаимопроникновения культур 146
3.2. Взаимодействие культур в процессе кросснациональной брачной миграции.............................................158
3.3. Состояние, процессы и диффузия в коммуникативно-лингвистическом сегменте гендерной культуры..................190
3.4. Проблема формирования гендерной культуры в условиях межкультурного взаимодействия: возможности использования зарубежных программ в России...................215
Заключение......................................................241
Библиография....................................................247
Приложения......................................................279
Актуальность темы исследования.
В настоящее время вследствие глобализации усиливаются межкультурные контакты, интенсифицируется взаимодействие культур, в том числе и гендерных. Детерминируемые глобализацией такие явления, как миграция человеческого капитала, феминизация миграционных перемещений, секс-трафик и т.д., изменяют жизнь современного человека. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование изменений, происходящих в гендерной культуре отдельных обществ, а также процессов взаимного проникновения гендерных культур различных социумов.
Демократические преобразования российского общества способствовали интенсификации международного сотрудничества и культурного обмена граждан России с зарубежными странами, в частности - росту числа браков между представителями российского и западного социумов. Возникает необходимость определения специфики межкультурных брачных отношений, выявления обстоятельств, препятствующих или способствующих стабильности таких браков. Наиболее актуальным в данном контексте является изучение отношений между такими группами акторов международного брачного рынка, как западные мужчины и российские женщины.
Динамичность гендерных культур обусловливается разными факторами, что и актуализирует потребность в определении тех факторов, которые оказывают приоритетное влияние на гендерные культуры того ли иного общества, в том числе и на формирование семейно-брачных отношений.
Актуальность исследования динамики гендерных культур российского и западного социумов обусловлена необходимостью адекватного описания динамичных кросскультурных процессов в гендерных культурах, которые могут быть как диффузионными, так и дифференционными. Важно понять, какие именно процессы имеют место и в каких именно структурных единицах гендерных культур происходя т наиболее интенсивные изменения.
32
Одной из современных западных концепций является транснациональный феминистский анализ™ (ТФА). В рамках ТФА рассматриваются как локальные, так и глобальные контексты. При применении данного анализа важно избегать «универсализма» (С. Mohanty), изучая интер-, интра- и трансвзаимоотношения. Для того чтобы легче разобраться в партикуляризме и универсализме, N.Y. Davis предлагает использовать следующие инструменты/принципы: комбинацию «укоренения» (rooting), «отдаления», дистанцирования (shifting), «транснационального диалога осторожного включения» (transnational dialogue on careful inclusion) и «са-моотражающие» («саморефлекгирующие») техники (self-reflecting techniques). Под «rooting»40 понимается анализ своей собственной геополитической ситуации в рамках локальных границ. «Shifting»41 есть движение к другой перспективе внутри и за границы своего региона. «Transnational dialogue on careful inclusion»42 включает транснациональные взаимоотношения на основе осторожного, тщательно продуманного принципа включения. «Self-reflecting techniques» подразумевают самопозициоиирование в геополитических программах, являясь при этом этически аполитическим исследователем.
Здесь нами обозначены лишь общие принципы данного анализа, в рамках которых будут сделаны попытки проведения нескольких собственных исследований. Реальность такова, что ТФА содержит в себе гораздо более широкие перспективы применения, особенно с учетом феминистской43 перспективы анализа.
39 Lykke N. Between Particularism, Universalism and Transversalism. Reflections on the Politics of Location of Huro-pcan Feminist Research and Education // Transnational Feminism and Local Perspectives: Theories, Practices and Analytical approaches. - SPb.: European University of St. Petersburg, 2006 (см. также : Yuval-Davis N. Gender and Nation. - London: Sage, 1997).
40 Там же. «Rooting» во всем европейском разнообразии и различиях должно постоянно применяться как средство для преодоления универсалнзмои на всех уровнях.
41 Там же. «Shifting» в сторону других перспектив внутри и за пределы Европы следуег использовать в качестве средства избежать партикуляризма, фрагментарности и т.п. Исключительное погружение в европейские разнообразия и различия может привести к фрагментарному партикуляризму, несмотря на противоположные намерения, все попытки могут закончиться европоцентризмом. Этого следует избегать путем постоянной попытки дистанцированных перспектив.
42 Там же. «А Dialogue-based» подход следует применять для тою, чтобы избежать иллюзии «омни-науки» путем рационального анализа перспектив других, дистанцируясь от их историй и отражений.
43 Там же. «Interscctional and Transnational» подходы должны применяться параллельно, одновременно для того, чтобы избежать «homogenizing images» - гомогенных образов женщин как в отдельных европейских нациях, так и в Европе в целом. Важно рефлектировать по поводу того, как конфигурации дифференциалов власти в рамках гендера, класса, этничности, сексуальности и т.д. пересекаются трансверсально через границы воображаемых сообществ, конвенииально известных как нации и регионы.
33
Теория киберсексуальности и «индустрия виртуальной невесты»44
Поскольку киберсекс характерен для тех же самых двигателей - «драйвов» (например, известно выражение «секс-драйв»), которые мотивируют создание виртуального пространства (сексуальность, которая производится пространственно и технологически), информационный доступ, знания и интеллект позволяют пользователю-мужчине рассматривать «тело» вообще в качестве чего-то женского и феминного. Это выражает диалектические отношения между сексом и властью, поскольку' компьютеры передают власть пользователю в форме знания и доступа. Эта передача власти осуществляется в виде чего-то эротического и ассоциируется с эротикой. Как ни странно, это - деэротизированный эротизм, который выражает своего рода свободную и самовлюбленную сексуальность (в основном мужскую).
Кибсрсекс становится выражением увеличивающейся идентификации с технологиями, которые это используют, происходит киберпространственная колонизация сексуальности и тела.
«Свободная сексуальность»45, характерная для киберсекса, к которой тянется потребитель в постмодерной культуре, была признана как «удобная» замена человеческих эмоций и трудностей в управлении ими в контексте человеческих отношений (Springer, 1996). Поскольку секс все более и более реализуется посредством персональных компьютеров, то сексуальное выражение все больше теряет эмоциональную взаимность. Эта самовлюбленная «приватизация» сексуального опыта подражает культурным преобразованиям, предписанным гегемонией глобального технокапитализма. Данный тезис подкрепляется работами Eisenstein’s (1998), который сделал критический анализ патриархальных дискурсов и практик глобального капитала: приватизированное межнациональное государство состоит из подобно приватизированных людей и выражает их сексуальность в терминах «кибер-». Другими словами, очарование и эротизм
44 Begin М.I*. ‘Virtual’ brides in the post-soviet context: Dissertation for PhD degree. - Lexington: University of Kentucky, 2007.
45 Political-economic connections can be made to this form of‘impersonal’ sexuality through what has been observed as the increasing subjection of human activity to the impersonal market forces of corporate and informational capitalism (Brod 1996).
- Київ+380960830922