Ви є тут

Социокультурная дифференциация россиян в досуговой сфере: путешествия и туризм в модернизирующемся обществе

Автор: 
Чабан Виктор Савельевич
Тип роботи: 
путешествия и туризм в модернизирующемся обществе
Рік: 
2006
Артикул:
193849
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
ГЛАВА 1. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СУЩНОСТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ И ТУРИЗМА...............’........................................14
1.1. Методологические и теоретические основы исследования.14
1.2. Социокультурная ценность путешествий и туризма.......25
ГЛАВА 2. МОДЕРНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ РОССИЯН В СФЕРЕ ДОСУГА И ОТДЫХА................................45
2.1. Путешествия в контексте культурных доминант традиционного российского общества.......................................45
2.2. Социокультурные последствия становления индустрии массового туризма в России.......................................... 60
ГЛАВА 3. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОТДЫХ, ПУТЕШЕСТВИЯ И ТУРИЗМ 73
3.1. Роль массовой культуры в дифференциации культурнопознавательных, рекреационных и статусных потребностей россиян
в сфере отдыха и туризма....................................73
3.2. «Человек отдыхающий» в массовом туризме.................. 86
3.3. Социокультурные мотивации и практики в сфере отдыха и путешествий россиян («новые» бедные, средний класс, элиты).97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................... 128
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................... 130
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................... 141
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационной работы связана с необходимостью изучения социокультурных последствий проводимых в России реформ, когда фаза «догоняющей модернизации» нашего общества совпадает с этапом мировой глобальной экспансии постмодернистских ценностей. Перемещение огромных масс людей в образующемся социальном пространстве (в форме миграций или массового туризма) ведет к возникновению специфических смыслов и ценностей, определяющих человеческую деятельность, новой социокультурной индикации процессов социально-группового структурирования и размежевания.
Постиндустриальные технологические изменения породили в развитых странах множество социальных новаций в сфере производства, занятости, коммуникации, перемещений и досуга. Одним из революционных сдвигов стало иное структурирование социального времени: интенсивность,
насыщенность и продолжительность его наполнения. Увеличение свободного времени, изменение его характера, структуры и содержания существенно изменили отношение людей к отдыху и - в более широком смысле - к досугу. Неизмеримо повысилась его социальная ценность, и теперь, по Марксу, свободу человека в современном обществе поистине можно измерять количеством и качеством свободного времени.
Интересно, что не только высокоразвитые, но и модернизирующиеся страны выдвигают отдых (и связанные с ним путешествия и туризм) в число важнейших человеческих ценностей. Значимость «для-себя-времени» в переходном российском обществе быстрее почувствовали молодые люди, которые еще не вступили или только вступают в трудоспособный возраст. Во многом оказавшись во власти рекламных стереотипов «красивой (читай: праздной) жизни», они выработали потребительские установки, которые только в будущем должны научиться обеспечивать собственной экономической активностью.
3
обсуждались на внутривузовских научных конференциях, опубликованы в шести научных работах общим объемом 4.32 п.л.
Результаты диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность Администрации Туапсинского района Краснодарского края и Департамента по развитию курортов и туризма Краснодарского края.
Структура диссертации включает введение, три главы, семь параграфов, заключение, список литературы и приложение. Текст диссертации состоит из 143 страниц, включая список литературы и приложения.
13
ГЛАВА 1.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СУЩНОСТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ
И ТУРИЗМА
1.1. Методологические и теоретические основы исследования
В данной главе необходимо определить основные понятия, теоретические и методологические принципы исследования, позволяющие выявить социокультурную сущность путешествий и туризма.
Общее увеличение свободного времени, изменение его характера, структуры и содержания в динамике развития разных групп российского населения обусловливают возможность и необходимость его анализа как одного из важнейших показателей формирующихся социокультурных различий. Освоение пространства свободного времени людьми, которые в еще недавнюю советскую эпоху не имели возможности свободно им распоряжаться под воздействием навязанных форм коллективной активности, привело к существенным изменениям в системе досуга. Они весьма откровенно свидетельствуют о качественных изменениях в стиле и образе жизни разных групп населения.
Одной из важных методологических установок является различение социальной модели досуга и отдыха, которая предусматривает изучение форм участия различных социальных групп в досуговой деятельности, и экзистенциальной модели, направленной на исследование стилей жизни, выражающих ценностные ориентации индивидов. Известно, например, что наибольшей чувствительностью и потребностью в досуговых инновациях отличается молодежь, что подтверждено множеством прикладных исследований в современной России. Структура досуга и отдыха и показатели их содержательного разнообразия зависят от социокультурных факторов: социализации, профессии, образования, образа жизни.
14