Оглавление
Введение................................................................3
Глава 1. Социологическая проблематизация феномена исторической
памяти..................................................................12
I
1.1. Интерпретация и операционализация понятия исторической
памяти............................................................12
1.2. Историческая память как феномен жизненного мира и общественного сознания..........................................................31
1.3. Историческая память и культура: механизмы взаимного
влияния...........................................................47
Глава 2. Историческая память современного российского общества: от
\
культурного изоляционизма к межкультурной интеграции....................77
2.1. Социологическое измерение исторической памяти......................77
2.2. Историческая память и потенциал межкультурной интеграции (на
примере южно-российских регионов).......................................94
2.3. Историческая память в структуре интегративной модели культуры...
106
Заключение.............................................................124
Библиохрафия...........................................................130
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Феномен исторической памяти является одной из самых малоисследованных сфер общественного сознания применительно к социологии культуры, с точки зрения их взаимодействия в процессе социокультурной интеракции. Существующее положение дел вряд ли может считаться приемлемым, особенно в ситуации, когда российский социум пребывает в состоянии интенсивного поиска путей сохранения собственной культурной идентичности при одновременном поиске возможностей интеграции в мировое социокультурное пространство. Без ясного осознания того, каким образом осуществляется детерминация культуры историческим сознанием, каковы возможности и перспективы культурного строительства в исторически детерминированном социуме, невозможно никакое рациональное целеполагание, никакое социокультурное проектирование и прогнозирование.
Особую актуальность заявленной в диссертации проблеме придает ускоряющаяся динамика трансформации исторического сознания, испытывающего интенсивное воздействие, как со стороны трансформирующейся эмпирии, так и со стороны интенсифицирующихся информационных потоков. Социологическая проблематизация феномена исторической памяти подразумевает поиск ответов на большое числа сложнейших вопросов теоретико-методологического порядка, касающихся эксплицитных процедур, коррекции наличного концептуального аппарата, компаративистики соответствующих социологических концептуализаций, способов описания и т.п.
Одновременно тематизация воздействия исторической памяти на культуру обнаруживает себя и как проблема, имеющая бесспорное практическое измерение, связанное с необходимостью оптимизации социальной практики, выработки научно обоснованных управленческих
своими исследованиями психических травм и, соответственно, травмированною сознания. Социология культуры, в свою очередь, вправе говорить об исторической памяти, которая неизбежно подвержена воздействию психотравм, интерпретируемых нами как результат «культурного шока», и о коллективном бессознательном, также, не в последнюю очередь, сформированном катаклизмами истории.
Фрейд утверждает, что психическая травма, присутствующая в памяти индивида, влечёт за собой «навязчивое повторение», продуцирует типовую активность последнего. Иными словами, стрессовая ситуация «культурного шока» регулярно переживается, причем переживается неосознанно. Носитель культуры обречен на исполнение «навязанной» ему его же подсознанием роли. Культурная фрустрация продуцирует навязчивое стремление к самореализации в условиях неограниченной свободы, поскольку травмированному коллективному сознании, в совокупности с коллективным бессознательным, крайне необходима еамомапифестация.
Одновременно историческая память отягощена воспоминаниями о тех или иных скорбных «страницах истории». Трагизм исторической памяти вполне закономерно результируется состоянием скорби. При этом совершенно неважно, чем обусловлены зги скорбные чувства, они могут быть следствием утрат как эмпирически осязаемых (потеря национального суверенитета), так и знаковых (переоценка ценностей, девальвация идеалов и т.п.). Культурные потери порождают «внутренний» протест уже в силу того, что ннтенциональная связь с предметом утраты продолжает сохраняться на уровне подсознания. В результате мы можем наблюдать значительные затраты времени, энергии и ресурсов, направленных на воссоздание утраченного. Примером подобного духовного напряжения может стать феномен Возрождения, во многом обусловленный ностальгией, навеянной образами античности. Таким образом, обращение к коллективной памяти, с целью нахождения в ней эквивалентов и тождеств с теми ситуациями, с которыми имеет дело психоанализ, видится эвристически весьма
13
продуктивным.
Сходство структуры личностного и коллективного сознаний делает обоснованной распространение когнитивных стратегий психоанализа на социстальиый уровень. «Психотравма», нанесенная историческому сознанию, и связанная с теми или иными потерями в области культуры, имеет прямое отношение к властным и социальным институтам, территории, населяющему ес социуму и, в конечном итоге, к культуре общества. Здесь возможен самый широкий диапазон эмоций, так же как и разнообразие поведенческих реакций: от артикулированною пессимизма до стоического отношения к потерям, от активного поиска новой культурной парадигмы до маргинализации культуры. П. Рикер постулирует объединительный смысл массовых демонстраций траура, призванных консолидировать общество. «В этом отношении можно сказать, что такие формы скорбного поведения являют собой особый пример отношений, где переплетаются частные и публичные выражения».1
Более того, основания применения психоанализа, с целью экспликации и операционализации понятия исторической памяти, не могут сводиться только к каким-то утратам в области культуры. Правильнее было бы говорить о релевантности психоаналитических процедур относительно фундаментальной структуры социокультурного бытия. Данный тезис может быть рассмотрен па примере различных конфронтационных ситуаций и их влияния на формирование исторической памяти. Стоит подтвердить правоту тех мыслителей, которые называют страх смерти условием переход от естественного состояния (Гоббс) к системе договорных отношений 11 позитивного коммуникативного взаимодействия. Воспоминания о крупномасштабных конфронтациях не только присутствуют в исторической памяти в качестве феноменов последней, но и «узакониваются» как правовыми актами, так ценностным корпусом, закрепляются рационалистическим дискурсом. Конфликтогенный сектор культуры
1 Рикер П. Память, история, забвение. - М., 2004. - С.116.
14
- Київ+380960830922