Ви є тут

Ценностные предпочтения молодежи ССУЗов в социокультурном пространстве современной России

Автор: 
Козлова Ирина Владимировна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
193763
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение...........................................................3
Глава 1. Методологические проблемы изучения ценностных
* предпочтений................................................12
1.1. Предпосылки социологического понимания ценностных предпочтений................................................12
1.2. Социальное пространство ССУЗов как поле для формирова-
ния ценностных предпочтений молодежи в условиях современной России....................................38
ф Глава 2. Основания и проявления ценностных предпочтений
студентов ССУЗов............................................83
2.1. Социокультурное пространство ценностных предпочтений
* студентов ССУЗов......................................83
I 2.2. Общее и специфическое социокультурного пространства
ценностных предпочтений студентов ССУЗов и вузов 124
Заключение.........................................................140
Библиография.......................................................144
Приложение.........................................................159
2
Введение
Актуальность темы исследования. Изучение ценностных предпочтений молодежи затрагивает сущностные взаимосвязи процесса развития личности и социокультурного пространства современной России. Молодежь откликается на наиболее острые вызовы общественной ситуации, такие как политическая и экономическая нестабильность; несоблюдение прав человека; безответственность государства за уровень реальной жизни детей, состояние их здоровья; пропаганда в СМИ культа силы, наживы и т.д. С другой стороны, формирование активной жизнеспособной личности является условием состоятельности реформы образования в России.
Вопросы становления личности, формирования и воспитания интересов, ценностных предпочтений студенческой молодежи сегодня оказались в центре проблем развития общества в целом. Отсутствие их системного анализа, существование в отрыве от учебного процесса явилось основой снижения общекультурного уровня выпускников, причиной возникновения проблем в ходе социализации.
ССУЗ (среднее специальное учебное заведение) является звеном образовательно-воспитательной системы страны, это этап социализации, предполагающий формирование личности через приобщение к социокультурному пространству, где переплетаются общекультурный, воспитательно-учебный, социальный опыт.
Сегодня просматриваются тенденции к потере чувства позитивной перспективы, цели развития становятся формальными, «бездушными». В обобщенном виде суть ситуации можно представить как парадоксальное сочетание невиданного ранее научно-технического прогресса и утраты духовных ценностей, требующее научного осмысления, что позволит диагностировать возможные социальные риски и опасности, а так же рассмотреть прагматические пути их минимизации.
Проблемы современной культуры отражают основные симптомы болезни общества. Падение нравственности приобретает черты необратимо-
шей совести. Наука же, по Веберу, призвана подвести нас к самостоятельному решению, сделав эту антиномию очевидной.
История социологических идей М. Вебера доказывает, что признать человека со-творцом социальной жизни, активным, деятельным началом, а не жертвой нормативных ограничений, оказывается недостаточным для того, чтобы последовательно и бесстрашно рассуждать о социальном действии.
К числу западных социологов, придерживающихся этого воззрения на социальное действие, относят феноменологов, этнометодологов, в большинстве своем приверженцев символического интеракционизма и авторов социологической версии экзистенциализма. При всех различиях между ними они разделяют два положения, принципиально важных для понимания путей развития мировой социологии и самой социальной жизни.
Первый момент состоит в том, что сторонникам этих социологических направлений чуждо представление о человеке как существе, лишенном права голоса, некоем неспецифическом объекте исследования. Они не разделяют взгляд па социальную среду как на независимую от человеческого сознания и опыта. Люди приходят не в застывший мир жестких форм, но в незавершенное творение, ежесекундно достраивая его в общении. Более того, в отличие от механических, природных систем, жизнь человеческого сообщества зависит не столько от предшествующих событий, того, что уже произошло к настоящему моменту, сколько от того, что еще не явлено, а существует лишь как идея, намерение. «В нашем понимании, цель - это такое представление о результате, - писал М. Вебер, - которое становится причиной действия, и так же, как мы принимаем во внимание любую причину, способствующую значимому результату, мы принимаем во внимание и данную»6.
Декарт разработал реактивную, рефлекторную парадигму, которая обрела достойного соперника - активистскую модель социального действия,
6 Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания/
Пер. с нем. М.И.Левиной//Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 382.
17
согласно которой осмысленные поступки людей - суть, первопричина и существо общественной жизни. В американской историографии все наследующие методологию Вебера течения получили название креативных7.
Второй момент связан с признанием теории социального действия Макса Вебера органичной и естественной основой, первоисточником всех последующих трактовок социального мира как мира личносшо осмысленного, созидательного взаимодействия людей. Тогда «понимающая социология» Вебера превращается в своего рода аналитический камертон, с которым сверяются упомянутые нами социологии.
Открытость общества целям-проектам, ко торые намечает для себя человек, (то есть еще не случившемуся, но уже помысленному) отражает «податливость» социального мира. Об этом писал и Г. Зим,мель, определив общество как индивидуальные, «частные процессы синтеза», которые мы совокупно называем нашим совместным бытием, или бытием-обществом (Gesellschaft-Sein)8. Между индивидом как «социальным Я» и объективно существующей социальной структурой появляется еще одно, третье измерение социальной жизни - возможность социального опыта, субъективно осмысленной реальности.
Наша задача состоит в том, чтобы открыть «уже хорошо описанный мир»9. Действовать - значит посвятить себя служению определенной ценности, тем самым придавая смысл своему собственному существованию. И интерпретативные, (они же - креативные, конструктивистские) социологии делают цепочку «ценность - целеполагание, инициатива - и в пределе ответственность» явственной.
В случае рефлекторной теории действия ценности бесследно растворяются в социальной норме, способах, с помощью которых социальные системы направляют, жестко обусловливают и контролируют индивиду-
7 Morris М. Excursion into Creative Sociology. New York, 1977.
8 Зиммель Г. Избранное. Пер. с нем. А. Ф. Филиппова. Т. 2. М., 1996. С. 513.
9 Израэль И. Психология мотивации или социология ограничений // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. Том 1. Вып. 3. С. 103.
18